Современные средства организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Образование и воспитание » Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста » Современные средства организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Страница 1

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие всего спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе нравственно-патриотические проявления у ребенка имеют свои особенности и, соответственно, свои воспитательные задачи, исходя из которых, определяются ведущие формы и методы работы с дошкольниками.

Прочность, устойчивость нравственных качеств зависит от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Для формирования нравственно-патриотических качеств важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности этих качеств, о их необходимости и о преимуществах овладения ими.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для его приобретения.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и влияют на прочность складывающегося качества.

Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, механизм нравственно-патриотического воспитания можно представить формулой: (знания и представления)+(мотивы)+(чувства и отношения)+(навыки и привычки)+(поступки и поведение)= нравственно-патриотическое качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Каждый компонент механизма важен и не может быть исключен или заменен другим. Нельзя сформировать нравственное качество личности лишь воспитывая представление о нем, не вызывая положительного отношения к этому качеству и желания овладеть им.

Действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста объекта воспитания. Опираться на понимание важности формирования нравственно-патриотических качеств личности у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя. Но это не значит, что не пришло время воспитывать его нравственно. Необходимо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

Нравственно-патриотическое воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.

Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.

Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Структура учебно-методического комплекса дисциплины
Осознав понятие, цель и принципы разработки учебно-методического комплекса дисциплины, следует ознакомиться с его структурой. УМК состоит из пяти блоков (нормативный блок, теоретический блок, практический блок, блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов, методически ...

Формирование музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ
Формирующий эксперимент проводился на базе того же детского сада и группы. Задача формирующего эксперимента: сформировать музыкальные способности у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ ; В ходе формирующего эксперимента нами была использована педагогическая технология ф ...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Золотая осень в гости к нам пришла"
Тема занятия: "Золотая осень в гости к нам пришла". Цели: научить детей создавать картину осеннего леса по замыслу. Учить располагать предметы на полосе земли "ближе" и "дальше". Учить передавать в рисунке строение деревьев, соотношение частей. Отрабатывать прием рисов ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru