В течение нескольких недель мы совместно с педагогами и воспитателями коррекционной школы вели разнообразную работу по формированию и совершенствованию культуры поведения школьников с нарушением интеллекта: проводили классные часы, этические беседы, а также использовали другие виды работы (обращение на уроках к темам культуры поведения, изучение «Уголка вежливости» и т.д.).
Рассмотрим некоторые мероприятия подробнее:
1. Классный час «Правила речевого поведения во время знакомства»
Цель: познакомить учащихся с правилами речевого поведения во время знакомства.
На данном классном часе мы с ребятами вели беседу о правилах речевого поведения, т.е. разучивали правила общения с окружающими людьми.
Был произведён анализ текста, т.е. обсуждались поступки героев произведения, правильность их речи, ребята говорили о том, как бы они поступили в определённой ситуации, а также разыгрывали сценки. Вопросы для анализа:
- Почему папа представляет гостье всех членов семьи?
Познакомимся и мы с семьёй Муратовых: с бабушкой и дедушкой, мамой и папой, Николаем Ильичом и, конечно, с Нюшей и Федей.
- Какие слова говорят при знакомстве?
- Какие слова говорят при знакомстве дети?
- Когда люди знакомятся, они стараются сказать друг другу приятные слова. Какие это слова? Повторите их, пожалуйста.
- Хорошо ли вёл себя вначале Федя?
2. Классный час «Поведение в общественном транспорте»
Цель: показать ребятам как принято вести себя в общественном транспорте, научить их вежливо уступать место старшим, обучить несложным правилам оплаты проезда.
Знакомство с темой проходило посредством текста:
Мама, Нюша и Федя отправились в гости к Нине Михайловне. Мама сказала:
- Мы проедем автобусом три остановки. Садитесь, дети.
Нюша села у окна, Федя – рядом с ней.
- Нюшка! – закричал Федя на весь автобус. – Ты заслоняешь всё окно. Ничего не видно!
Он вскочил на сиденье и, стоя на коленях, стал смотреть в окно.
- Мальчик, - сказала женщина, которая стояла рядом, - если тебе не трудно, уступи, пожалуйста, место.
Федя смутился:
- Садитесь, пожалуйста. Извините, я не заметил, что вы стоите.
- Спасибо, мальчик.
- Пожалуйста, не стоит благодарности.
Мы обсуждали действия героев. Ребята отвечали на вопросы:
- Как вы думаете, правильно ли себя вёл в автобусе Федя?
- Но потом Федя понял свою ошибку. Можно ли сказать, что он поступил, как вежливый мальчик? Объясните.
- А вежливой ли была женщина, которой он уступил место? Повторите их разговор.
- А вы уступаете место пожилым людям? Какие слова вы при этом говорите? Никогда не забывайте: к старшим нужно относиться с уважением.
Ролевая игра «Трамвай».
Давайте поиграем в трамвай. Все сидят на местах и готовят за проезд. Пусть те, кто сидит далеко от кондуктора, передадут за проезд. Поговорите между собой. А теперь в трамвай заходит «бабушка». Как вы поступите? Кто должен встать первым? (тот, кто сидит ближе всех к «бабушке»). Что он при этом скажет? Что ответит «бабушка»? а на следующей остановке войдёт женщина с ребёнком на руках. Что будет дальше? и т.д. 5) .
3. Классный час «Правила поведения на уроке и на перемене»
Цель: способствовать усвоению школьникам круга обязанностей и правил поведения во время урока и перемены.
На данном классном часе было прочитано стихотворение «Урок поведения»:
Не дождутся утра промокашки,
Снится новым учебникам класс,
Дорогие друзья, первоклашки!
В добрый час!
Далее был произведён анализ данного стихотворения:
- О чём это стихотворение?
- Что нужно делать, чтобы стать хорошим человеком?
- Как вы понимаете эти строчки «Пусть ты ловко решаешь задачи, и в грамматике тоже хорош. Ничего это в школе не значит, если ты себя плохо ведёшь!»?
Мы с ребятами составляли правила поведения на уроке и на перемене:
Прийти в школу заранее. Если опоздал по уважительной причине, то надо спросить у учителя разрешение войти в класс.
Поздороваться с учителем, называя его по имени и отчеству, а затем – с ребятами.
Далее мы составили правила, которые нужно выполнять, чтобы хорошо учиться:
Ежедневно учить уроки.
Этическая беседа на тему «Дружба».
Цель: на доступных детскому восприятию примерах раскрыть нравственную сущность дружеских отношений между людьми.
В начале беседы озвучивалось стихотворение «Хорошие товарищи».
После чтения стихотворения и его анализа следовало чтение рассказа:
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощёкие, светловолосые, очень походили друг на друга. Даже обеих мамы одевали почти в одинаковые платья, обе учились только на пятёрки.
- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
Статьи по педагогике:
История использования музыкальных средств в обучении
и воспитании детей с нарушениями слуха
При определении содержания обучения и воспитания детей с нарушениями слуха традиционно учитываются приоритетные направления формирования личности слышащих детей. Одно из таких направлений - музыкальное воспитание. Понимая значение музыки в развитии слышащего ребенка, сурдопедагоги стремились исполь ...
Психология
и педагогика ребенка от рождения до школы
Период от рождения человека до школы (6—7 лет) очень насыщен в плане характеристики, и нет возможности представить его, как, кстати, и другие этапы возрастного развития, в полноценном и всестороннем описании, да еще с позиций, как психологии, так и педагогики: Однако дать общую характеристику психо ...
Третий этап эксперимента. Обследование устной речи глухих
школьников после проведения серии экспериментальных занятий
На данном этапе мы выяснили результаты проведенных экспериментальных занятий, насколько они были полезными и к каким изменениям привели. В контрольном эксперименте использовались те же методики обследования речи испытуемых, что и в констатирующем эксперименте. Кроме того, весь речевой материал, исп ...