- Я получила по математике «5», а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые.
После чтения с ребятами также проводилась беседа по вопросам, составленным по данному рассказу:
- За что мама осудила Соню?
- Какой смысл заключается в последней фразе мамы: «А ты обрадовалась – и это значительно хуже»?
- Что бы вы сказали Соне?
Ребята активно отвечали на заданные им вопросы. Далее мы проигрывали ситуации на тему «Как я общаюсь с друзьями». После проигрывания ситуаций мы всем классом анализировали их, т.е. выясняли, соответствовало ли общение героев друг с другом тем нормам, про которые нельзя забывать и нужно соблюдать истинным друзьям.
6. В начале практики в классе был сделан уголок вежливости. В него входили:
* правила дружбы;
* правила общения по телефону;
* правила честного человека;
* плакат «Учимся быть вежливыми»;
* хорошие манеры в общении с другими;
* схема «Что нужно делать ежедневно»;
* схема «Я – вежливый»;
* схема «Я – опрятный»;
* схема «Я – трудолюбивый».
С первых же дней появления этого уголка ребята стали следить за своим поведением, обращаться друг к другу вежливее. По мере изучения новых правил культуры поведения мы вносили в него дополнения.
К «Уголку вежливости» мы неоднократно обращались как на классных часах, так и на уроках. Опора на него была необходима, поскольку на уроках русского языка мы изучали такие темы, как: «Речевой этикет. Приветствие», «Речевой этикет. Благодарность», «Слова в предложении. Слова благодарности».
7. Фрагменты уроков, формирующие культуру поведения:
1. Фрагмент урока по русскому языку на тему «Речевой этикет. Приветствие».
Цель: расширить знания учащихся о речевом этикете (приветствии).
Задание, формирующее культуру поведения по тексту.
- Здрасьте, Пётр Иванович!
- Здравствуй, Аня! Как у тебя дела в школе?
- Нормально!
- Маме от меня привет передавай!
- Ага!
- До свидания, Аня!
- До свидания Пётр Иванович!
Беседа по вопросам:
1. О чём этот текст?
Что сказала Аня, когда встретила Петра Ивановича?
Как ответил Пётр Иванович на такое приветствие?
Правильно ли поприветствовала Аня Петра Ивановича? Почему?
А как нужно было поприветствовать
В каком случае Аня ещё ответила не вежливо?
А как Аня попрощалась? Правильно или нет?
Если видишь знакомого человека, нужно обязательно его поприветствовать такими фразами, как «Здравствуй (те)!», «Доброе утро!», «Добрый день!» и т.д., а после беседы с человеком нужно с ним попрощаться.
- Что можно сказать на прощание?
Для проверки усвоения детьми правил общения при приветствии можно проиграть различные сценки, озвучить подобные ситуации из жизненного опыта и проанализировать их.
2. Фрагмент урока по русскому языку «Речевой этикет. Благодарность».
Цель: привить учащимся знания и навыки о речевом этикете (благодарности).
На данном уроке также присутствовало чтение текста, затем дети выполняли задание в игровой форме (нужно было выбрать из верхней строки выражение и вставить его в предложение):
Спасибо тебе большое, спасибо, спасибо Вам большое.
- Петя, мне очень понадобился твой карандаш, …!
- Людмила Михайловна, благодаря вам у меня по математике отметка «5», !
- Мама, всё было очень вкусно,…большое! и т.д.
8. В работе по формированию культуры поведения были использованы следующие методы и приёмы:
1) Игры-упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми, в которых используются кукольный театр, игрушки, юмористические картинки, слайды, отрывки из мультфильмов и т.п.
2) Упражнения в выполнении действий по показу педагога – своеобразная и необходимая для формирования навыка тренировка поведения детей.
Например: на уроке осуществляется путешествие в гости к Чиполлино, наглядно показывается, как надо вежливо здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни при встрече с детьми необходимо не только приветливо здороваться, но в случае необходимости напомнить, как здороваться с Чиполлино на уроке, т.е. последовательно и настойчиво добиваться, чтобы дети усвоили необходимый навык.
3) Игры-упражнения «Каждой вещи – свое место» - воспитывают аккуратность, навыки поддерживать порядок. После проведения таких игр, занятий и упражнений на тему «Поддержания порядка» дети быстрее замечают беспорядок (на рабочем месте, в классе, дома и т.д.).
4) Анализ художественных произведений (рассказа М. Пришвина «Мой меч» и др.).
5) Этические беседы на темы «Наша речь», «Школа этикета, или Вы пришли в театр», «Моя семья», «Мои товарищи», «Я дома», «Я в школе», «Как вести себя за столом?».
6) Инсценировки различных ситуаций («Культура поведения в транспорте», «Культура речевого поведения», «Как я веду себя за столом» и др.).
7) Анализ учебных ситуаций (обсудить поступки участников: «Как он поступил?», «Почему он так поступил?», «Как бы ты повёл себя в такой ситуации?» и т.д.).
Статьи по педагогике:
Система качеств знаний учащихся
Известно, что зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования является одной из общих закономерностей дидактического процесса. Для ее практического осуществления необходимо определить понятия, выяснить зав ...
Неуспеваемость глазами психолога
Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости можно объединить в две группы. К первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Анализируя причины первой группы, можно вести речь о тех сл ...
Резерв двигательной активности
Уроки физической культуры выполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ...