Формы, особенности методов обучения по дисциплине «Природопользование»

Образование и воспитание » Методика преподавания курса "Природопользование в СУЗах" » Формы, особенности методов обучения по дисциплине «Природопользование»

Страница 1

Форма обучения по дисциплине «Природопользование» может быть как очной (дневной), так и заочной.

При изучении учебной дисциплины «Природопользование» обращается внимание студентов СУЗов на ее прикладной характер, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала ведется в форме, доступной пониманию учащихся. В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям.

В течение семестра после изучения отдельных разделов учебной дисциплины предусмотрено написание аудиторной контрольной работы.

По окончании изучения дисциплины «Природопользование» студенты сдают зачет ( разработанные вопросы к зачёту были приведены в качестве в главе 3 пункт 3.1).

Исходя из анализа содержания учебных программ, было выявлено, что необходимо при преподавании дисциплины «Природопользование» применять не только активные, но и интерактивные методы обучения студентов средне-специальных учебных заведений.

В условиях перехода на стандарты третьего поколения сочетание традиционного и инновационного подходов в системе профессионального образования становится более актуальным.

В связи с этим необходимым условием является обеспечение инновационной и практической направленности образовательных программ, использование новых образовательных технологий и активных методов обучения, в том числе:

- создание проектно-ориентированной системы обучения с привлечением ведущих предприятий Калужской области и г. Калуги (например, предприятие по переработке твёрдых бытовых отходов);

- подготовка и начало реализации новых учебных программ, которые адаптированы под потребности средне-специальных учебных заведений;

- обновление курса дисциплины «Природопользование» с учётом применения активных и интерактивных методов обучения;

- разработка электронных обучающих систем по курсу «Природопользование».

Анализ результатов итоговых аттестационных испытаний – зачётов показал, что студенты, обучающиеся по различным специальностям и изучавшие курс «Природопользование» обладали достаточно высоким уровнем знаний, навыками самостоятельной работы с учебной и научной литературой, пониманием особенностей сдаваемого предмета, умением анализировать реальные события и процессы с учётом российской специфики и связывать полученные теоретические знания с практической стороной своей будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, необходимо предусматривать более широкое использование в учебном процессе форм проведения занятий:

компьютерных симуляций;

ролевых игр;

деловых игр;

разбор конкретных ситуаций по результатам просмотра учебных видеофильмов;

составление презентаций

Активное обучение – организация и ведение учебного процесса, которые направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств.

С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. Только недавно внедрялись активные методы обучения. А сегодня многие основные методические инновации связаны уже с применением интерактивных методов обучения. Интерактивный ("Inter" - это взаимный, "act" - действовать) - означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. То есть в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

В образовательных стандартах средне-специальных учебных заведений значительно увеличены нормативы времени на самостоятельную работу студентов. Новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения и помогут решить учебные задачи при преподавании дисциплины «Природопользование» интерактивные формы:

кейс-технологии;

видеоконференции;

круглый стол;

мозговой штурм;

дебаты;

фокус-группа;

деловые и ролевые игры;

тренинги.

И это всё может и должно сочетаться с внеаудиторной работой (посещение предприятий, самостоятельная работа учащихся, например, с картами и контурными картами) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Применение активных и интерактивных методов в процессе обучения необходимо для подготовки высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к социальной и профессиональной мобильности. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется особенностями контингента обучающихся и содержанием курса «Природопользование». При проведении занятий со студентами по дисциплине «Природопользование» выбирались как активные, так и интерактивные методы обучения. Обратившись к статистике для сравнения было выявлено, что обычно преподаватели в 4 раза чаще при изучении дисциплины «Природопользования» выбирают активные методы обучения. Это объясняется содержанием учебных программ и количеством отводимых академических часов на изучении необходимого материала. К неимитационным методам обучения относятся активные лекции и семинары (визуализация, дискуссия, проблемная лекция, лекция - провокация, лекция обратной связи, мозговой штурм). Имитационные методы делятся на игровые такие, как игровое проектирование, деловая и ролевая игра и неигровые методы, например, кейс, анализ конкретных ситуаций, решение ситуативных и производственных задач, групповой тренинг. (См. табл. №3)

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Определение методов обучения и их реализация в учебном процессе
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, ...

Дошкольная педагогика Франции
Основоположником дошкольной педагогики Франции является Полина Кергомар (1838-1925), видный деятель народного образования, главный инспектор приютов, создатель педагогики материнских школ, автор программы воспитания в дошкольных учреждениях. Впитав лучшие традиции французской педагогики, она создал ...

Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей и подростков
Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен для всех развитых стран мира. К основным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи ученые отно­сят безработицу среди молодежи, неуверенность мо ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru