Формы, особенности методов обучения по дисциплине «Природопользование»

Образование и воспитание » Методика преподавания курса "Природопользование в СУЗах" » Формы, особенности методов обучения по дисциплине «Природопользование»

Страница 1

Форма обучения по дисциплине «Природопользование» может быть как очной (дневной), так и заочной.

При изучении учебной дисциплины «Природопользование» обращается внимание студентов СУЗов на ее прикладной характер, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала ведется в форме, доступной пониманию учащихся. В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям.

В течение семестра после изучения отдельных разделов учебной дисциплины предусмотрено написание аудиторной контрольной работы.

По окончании изучения дисциплины «Природопользование» студенты сдают зачет ( разработанные вопросы к зачёту были приведены в качестве в главе 3 пункт 3.1).

Исходя из анализа содержания учебных программ, было выявлено, что необходимо при преподавании дисциплины «Природопользование» применять не только активные, но и интерактивные методы обучения студентов средне-специальных учебных заведений.

В условиях перехода на стандарты третьего поколения сочетание традиционного и инновационного подходов в системе профессионального образования становится более актуальным.

В связи с этим необходимым условием является обеспечение инновационной и практической направленности образовательных программ, использование новых образовательных технологий и активных методов обучения, в том числе:

- создание проектно-ориентированной системы обучения с привлечением ведущих предприятий Калужской области и г. Калуги (например, предприятие по переработке твёрдых бытовых отходов);

- подготовка и начало реализации новых учебных программ, которые адаптированы под потребности средне-специальных учебных заведений;

- обновление курса дисциплины «Природопользование» с учётом применения активных и интерактивных методов обучения;

- разработка электронных обучающих систем по курсу «Природопользование».

Анализ результатов итоговых аттестационных испытаний – зачётов показал, что студенты, обучающиеся по различным специальностям и изучавшие курс «Природопользование» обладали достаточно высоким уровнем знаний, навыками самостоятельной работы с учебной и научной литературой, пониманием особенностей сдаваемого предмета, умением анализировать реальные события и процессы с учётом российской специфики и связывать полученные теоретические знания с практической стороной своей будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, необходимо предусматривать более широкое использование в учебном процессе форм проведения занятий:

компьютерных симуляций;

ролевых игр;

деловых игр;

разбор конкретных ситуаций по результатам просмотра учебных видеофильмов;

составление презентаций

Активное обучение – организация и ведение учебного процесса, которые направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств.

С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. Только недавно внедрялись активные методы обучения. А сегодня многие основные методические инновации связаны уже с применением интерактивных методов обучения. Интерактивный ("Inter" - это взаимный, "act" - действовать) - означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. То есть в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

В образовательных стандартах средне-специальных учебных заведений значительно увеличены нормативы времени на самостоятельную работу студентов. Новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения и помогут решить учебные задачи при преподавании дисциплины «Природопользование» интерактивные формы:

кейс-технологии;

видеоконференции;

круглый стол;

мозговой штурм;

дебаты;

фокус-группа;

деловые и ролевые игры;

тренинги.

И это всё может и должно сочетаться с внеаудиторной работой (посещение предприятий, самостоятельная работа учащихся, например, с картами и контурными картами) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Применение активных и интерактивных методов в процессе обучения необходимо для подготовки высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к социальной и профессиональной мобильности. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется особенностями контингента обучающихся и содержанием курса «Природопользование». При проведении занятий со студентами по дисциплине «Природопользование» выбирались как активные, так и интерактивные методы обучения. Обратившись к статистике для сравнения было выявлено, что обычно преподаватели в 4 раза чаще при изучении дисциплины «Природопользования» выбирают активные методы обучения. Это объясняется содержанием учебных программ и количеством отводимых академических часов на изучении необходимого материала. К неимитационным методам обучения относятся активные лекции и семинары (визуализация, дискуссия, проблемная лекция, лекция - провокация, лекция обратной связи, мозговой штурм). Имитационные методы делятся на игровые такие, как игровое проектирование, деловая и ролевая игра и неигровые методы, например, кейс, анализ конкретных ситуаций, решение ситуативных и производственных задач, групповой тренинг. (См. табл. №3)

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Теоретический анализ понятия «отклоняющееся поведение»
Социальная норма — это правила, образец действия, мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей (социальных групп), которая официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного повед ...

Из опыта работы учителей начальной школы по формированию и развитию коммуникативной компетенции
Учителя начальных классов для вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс используют различные методы и приемы формирования коммуникативной компетенции. В предыдущих пунктах нашей работы мы рассмотрели понятия компетентности и коммуникации, этапы и особенности формирования коммуник ...

Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст считают наиболее благоприятным, он выделяется среди других возрастов наименьшей заболеваемостью. В это время происходит накопление сил для последующих этапов жизни. Рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием. Нервная система. Границы младшего школьно ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru