Табл. №3. Имитационные и неимитационные методы обучения
Методы обучения | |
Неимитационные |
активные лекции активные семинары |
Имитационные |
Игровые: игровое проектирование деловая игра ролевая игра |
Неигровые: кейс анализ конкретных ситуаций решение ситуативных задач решение производственных задач групповой тренинг |
Проанализировав возрастные особенности учащихся средне-специальных учебных заведений выявлено, что от младших курсов к старшим отмечено снижение удельного значения игровых методов и повышение удельного веса неигровых методов (тренингов).
В дальнейшем необходимо совершенствование методологии проведения практических и семинарских занятий. При этом перспективной формой работы является проведение мастер-классов экспертов и специалистов организаций, выездных семинаров, экскурсий на объекты, социально-значимых проектов и акций совместно с предприятиями-работодателями. Так учащиеся средне-специальных учебных заведений смогут больше применять полученные теоритические знания на практике и видеть перспективы развития в данном направлении.
Следует отметить, что реализация новой образовательной парадигмы также требует интерактивных форм организации внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы студентов. А актуальность заключается в том, что почасовой анализ учебных программ показал сильное уплотнение содержания и вмещение данного содержание в среднем в 44 аудиторных часа. Таким образом, большая нагрузка ложится на самостоятельную работу студентов. При этом можно учитывать опыт европейских средне-специальных учебных заведений, в которых данную проблему решили путём наиболее широко применяемых там методов. Этими методами являются веб-квест и компьютерные симуляции.
Веб-квест представляет собой проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого студенты средне-специальных учебных заведений осуществляют поиск информации в сети Интернет. Веб-квест базируется на проектном методе, поэтому вполне может быть интегрирован в существующую систему обучения. При этом расширение использования этого интерактивного метода не должно заменять традиционную проектную деятельность.
Компьютерная симуляция является моделированием учебной ситуации и ее последующее проигрывание на компьютере с целью ее решения. При этом симуляции могут быть направлены:
- на развитие скорости реакции обучающегося;
- на углубление способностей к решению профессиональных задач;
- на формирование навыков анализа полученной информации и принятие управленческих решений.
Повсеместное применение активных и интерактивных методов требует перестройки не только учебной программы, но и системы мышления преподавателя, в том числе повышения его квалификации.
Статьи по педагогике:
Золотая пропорция в человеке
Пропорции человека с древних времён привлекали учёных, художников, скульпторов, биологов. Они искали закономерности пропорций человеческого тела. Существует свидетельство Плиния о том, что скульптор Поликлет написал статью о правилах пропорции человеческого тела, и вылепил по ним знаменитую статую ...
Значение контроля знаний, умений и навыков на уроках Мировой
художественной культуры
Проблема контроля за учебной деятельностью учащихся не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разносторонен. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обу ...
Понятие об обучении
Обычно обучение характеризуют так: передача человеку определенных знаний, умений и навыков. Знания, умения и навыки — это формы и результаты определенных процессов в психике человека. Значит, они могут возникнуть в голове человека только в результате его собственной деятельности. Их нельзя просто « ...