Табл. №3. Имитационные и неимитационные методы обучения
|
Методы обучения | |
|
Неимитационные |
активные лекции активные семинары |
|
Имитационные |
Игровые: игровое проектирование деловая игра ролевая игра |
|
Неигровые: кейс анализ конкретных ситуаций решение ситуативных задач решение производственных задач групповой тренинг | |
Проанализировав возрастные особенности учащихся средне-специальных учебных заведений выявлено, что от младших курсов к старшим отмечено снижение удельного значения игровых методов и повышение удельного веса неигровых методов (тренингов).
В дальнейшем необходимо совершенствование методологии проведения практических и семинарских занятий. При этом перспективной формой работы является проведение мастер-классов экспертов и специалистов организаций, выездных семинаров, экскурсий на объекты, социально-значимых проектов и акций совместно с предприятиями-работодателями. Так учащиеся средне-специальных учебных заведений смогут больше применять полученные теоритические знания на практике и видеть перспективы развития в данном направлении.
Следует отметить, что реализация новой образовательной парадигмы также требует интерактивных форм организации внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы студентов. А актуальность заключается в том, что почасовой анализ учебных программ показал сильное уплотнение содержания и вмещение данного содержание в среднем в 44 аудиторных часа. Таким образом, большая нагрузка ложится на самостоятельную работу студентов. При этом можно учитывать опыт европейских средне-специальных учебных заведений, в которых данную проблему решили путём наиболее широко применяемых там методов. Этими методами являются веб-квест и компьютерные симуляции.
Веб-квест представляет собой проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого студенты средне-специальных учебных заведений осуществляют поиск информации в сети Интернет. Веб-квест базируется на проектном методе, поэтому вполне может быть интегрирован в существующую систему обучения. При этом расширение использования этого интерактивного метода не должно заменять традиционную проектную деятельность.
Компьютерная симуляция является моделированием учебной ситуации и ее последующее проигрывание на компьютере с целью ее решения. При этом симуляции могут быть направлены:
- на развитие скорости реакции обучающегося;
- на углубление способностей к решению профессиональных задач;
- на формирование навыков анализа полученной информации и принятие управленческих решений.
Повсеместное применение активных и интерактивных методов требует перестройки не только учебной программы, но и системы мышления преподавателя, в том числе повышения его квалификации.
Статьи по педагогике:
Метод духовного проживания в художественно-эстетическом проекте "Рождество – праздник во всём мире"
Дополнительному образованию принадлежит социально-историческая миссия воссоединения и сотрудничества светского и духовного образования детей. Наша отечественная культура – по своим основам и своему духу христианская… Приобщение ребенка к христианской культуре, не столько социальная необходимость, с ...
Особенности развития техники чтения в младшем школьном возрасте
Чтение, по словам многих учёных, психологов, педагогов играет огромную роль в образовании, воспитании и в развитии человека. "Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль ...
Психология
и педагогика ребенка от рождения до школы
Период от рождения человека до школы (6—7 лет) очень насыщен в плане характеристики, и нет возможности представить его, как, кстати, и другие этапы возрастного развития, в полноценном и всестороннем описании, да еще с позиций, как психологии, так и педагогики: Однако дать общую характеристику психо ...