Табл. №3. Имитационные и неимитационные методы обучения
|
Методы обучения | |
|
Неимитационные |
активные лекции активные семинары |
|
Имитационные |
Игровые: игровое проектирование деловая игра ролевая игра |
|
Неигровые: кейс анализ конкретных ситуаций решение ситуативных задач решение производственных задач групповой тренинг | |
Проанализировав возрастные особенности учащихся средне-специальных учебных заведений выявлено, что от младших курсов к старшим отмечено снижение удельного значения игровых методов и повышение удельного веса неигровых методов (тренингов).
В дальнейшем необходимо совершенствование методологии проведения практических и семинарских занятий. При этом перспективной формой работы является проведение мастер-классов экспертов и специалистов организаций, выездных семинаров, экскурсий на объекты, социально-значимых проектов и акций совместно с предприятиями-работодателями. Так учащиеся средне-специальных учебных заведений смогут больше применять полученные теоритические знания на практике и видеть перспективы развития в данном направлении.
Следует отметить, что реализация новой образовательной парадигмы также требует интерактивных форм организации внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы студентов. А актуальность заключается в том, что почасовой анализ учебных программ показал сильное уплотнение содержания и вмещение данного содержание в среднем в 44 аудиторных часа. Таким образом, большая нагрузка ложится на самостоятельную работу студентов. При этом можно учитывать опыт европейских средне-специальных учебных заведений, в которых данную проблему решили путём наиболее широко применяемых там методов. Этими методами являются веб-квест и компьютерные симуляции.
Веб-квест представляет собой проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого студенты средне-специальных учебных заведений осуществляют поиск информации в сети Интернет. Веб-квест базируется на проектном методе, поэтому вполне может быть интегрирован в существующую систему обучения. При этом расширение использования этого интерактивного метода не должно заменять традиционную проектную деятельность.
Компьютерная симуляция является моделированием учебной ситуации и ее последующее проигрывание на компьютере с целью ее решения. При этом симуляции могут быть направлены:
- на развитие скорости реакции обучающегося;
- на углубление способностей к решению профессиональных задач;
- на формирование навыков анализа полученной информации и принятие управленческих решений.
Повсеместное применение активных и интерактивных методов требует перестройки не только учебной программы, но и системы мышления преподавателя, в том числе повышения его квалификации.
Статьи по педагогике:
Развитие дистанционного обучения в РБ
Анализ состояния системы дистанционного обучения (ДО) в Республике Беларусь, позволяет выявить, что в ряде учреждений образования Республики Беларусь (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусский национал ...
Этапы музыкального развития детей среднего дошкольного возраста
Исследователи в области психологии внесли заметный вклад в изучение возрастных изменений человеческой психики, особенно психики детей дошкольного возраста. Идеи фундаментальных исследований А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, А. А. Маркосяна, В. В. Давыдова и других ученых лежат в основе организации ...
Система повторения пройденного и справочные материалы учебников и учебных
пособий
Регулярность повторения – необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержащие материалы для повторения, изученного на разных этапах процесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения ка ...