Из опыта работы интеграции детей с нарушенным слухом

Образование и воспитание » Интеграция детей с нарушенным зрением и слухом » Из опыта работы интеграции детей с нарушенным слухом

Страница 1

В настоящее время одном из наиболее актуальных проблем развития коррекционной педагогики является расширение возможностей интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Это обусловлено, с одной стороны, демократизацией всех сторон жизни общества, а с другой - поиском оптимальных условий организации реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения в развитии.

В данной статье мы хотели бы поделиться своим опытом интегрированного воспитания и обучения дошкольников с нарушенным слухом.

ГОУ № 1513 Южного окружного Управления московского департамента образования было в течение 8 лет детским садом для нормально развивающихся детей. Оно расположено на южной окраине города, где не было специального дошкольного учреждения для детей с нарушенным слухом. В связи с этим было принято решение об открытии групп для неслышащих детей, проживающих в Южном округе, чтобы приблизить коррекционную помощь к их месту жительства. Так наш детский сад превратился в дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида (1997 г.), которое состоит из 5 групп для нормально слышащих детей и 2 групп для дошкольников с нарушенным слухом.

С первых дней воспитанники специальных групп не были отделены от слышащих детей: они вместе участвовали в праздниках, развлечениях и в других мероприятиях, проводившихся в детском саду. Но родители хотели большего - чтобы их дети постоянно были вместе со слышащими. Это привело нас уже к концу первого года работы комбинированного учреждения к необходимости организации целенаправленной интеграции детей с нарушенным слухом в коллектив слышащих сверстников.

Как большую удачу оцениваем то, что с самого начала мы вошли полноправными участниками в опытно-экспериментальную работу, проводящуюся в Институте коррекционной педагогики Российской академии образования. Мы были включены в совместный российско-фламандский проект "Интеграция", разрабатываемый министерствами России и Бельгии. Это позволило нам познакомиться с отечественным и зарубежным опытом интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии, а также обеспечило постоянное научно-методическое руководство работой учреждения со стороны высококвалифицированных специалистов. Экспериментальная работа в нашем учреждении проводится совместно с лабораторией педагогической коррекции нарушенной слуховой функции (зав. Н.Д. Шматко) ИКП РАО. Мы получаем консультативную помощь других лабораторий Института.

В нашем учреждении апробировались вариативные модели интеграции детей с отклонениями в развитии, разработанные в Институте коррекционной педагогики РАО (Н.Н. Малофеев, 2000).

Мы убедились, что дошкольное учреждение комбинированного вида располагает адекватными условиями для обеспечения каждому воспитаннику той Фомы интеграции, которая ему будет полезна.

В ГОУ № 1513 Южного округа Москвы в течение последних лет "работали" три модели интегрированного обучения детейс нарушениями слуха:

комбинированная интеграция, при которой дети с высоким уровнем психофизического и речевого развития (соответствующим или близким к возрастной норме) по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы; такой формой интеграции было охвачено пятеро детей (Диана К., Юля И., Наташа Г., Лейла К., Коля Е.);

частичная интеграция, при которой неслышащие дети, еще не способные на равных со слышащими сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы лишь на часть дня (например, на его вторую половину, на отдельные занятия) по 1-2 человека; такой формой интеграции было охвачено 6 детей;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Аппаратно-программный комплекс диагностики функционального состояния «Тетр» как возможная основа организации валеологического мониторинга в ярославских школах
Комплекс «Тетр», разрешающий задачи психофизиологической валеологической диагностики функционального состояния непосредственно в условиях школы, начал создаваться с 2001 года. В его основе два аппаратно-программных метода. 1. Компьютерная программа «теппинг-тест». Программа создана в 2002 году в об ...

Эффективность методов активного социально-психологического обучения в условия ВУЗа
Методы социально-психологического обучения оказались наиболее продуктивными для студентов и взрослых поскольку они разумно используют жизненный и профессиональный опыт, в них учтены возрастные особенности психики. МАСПО, направленные на первичное овладение знаниями, способствуют развитию мышления, ...

Женское образование в России в конце XIX начале XX вв
На рубеже веков школа продолжала оставаться многотипной. В стране работало 60 типов различных начальных учебных заведений, имевших различные уставы, программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей. К началу 20 века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на с ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru