Из опыта работы интеграции детей с нарушенным слухом

Образование и воспитание » Интеграция детей с нарушенным зрением и слухом » Из опыта работы интеграции детей с нарушенным слухом

Страница 1

В настоящее время одном из наиболее актуальных проблем развития коррекционной педагогики является расширение возможностей интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Это обусловлено, с одной стороны, демократизацией всех сторон жизни общества, а с другой - поиском оптимальных условий организации реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения в развитии.

В данной статье мы хотели бы поделиться своим опытом интегрированного воспитания и обучения дошкольников с нарушенным слухом.

ГОУ № 1513 Южного окружного Управления московского департамента образования было в течение 8 лет детским садом для нормально развивающихся детей. Оно расположено на южной окраине города, где не было специального дошкольного учреждения для детей с нарушенным слухом. В связи с этим было принято решение об открытии групп для неслышащих детей, проживающих в Южном округе, чтобы приблизить коррекционную помощь к их месту жительства. Так наш детский сад превратился в дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида (1997 г.), которое состоит из 5 групп для нормально слышащих детей и 2 групп для дошкольников с нарушенным слухом.

С первых дней воспитанники специальных групп не были отделены от слышащих детей: они вместе участвовали в праздниках, развлечениях и в других мероприятиях, проводившихся в детском саду. Но родители хотели большего - чтобы их дети постоянно были вместе со слышащими. Это привело нас уже к концу первого года работы комбинированного учреждения к необходимости организации целенаправленной интеграции детей с нарушенным слухом в коллектив слышащих сверстников.

Как большую удачу оцениваем то, что с самого начала мы вошли полноправными участниками в опытно-экспериментальную работу, проводящуюся в Институте коррекционной педагогики Российской академии образования. Мы были включены в совместный российско-фламандский проект "Интеграция", разрабатываемый министерствами России и Бельгии. Это позволило нам познакомиться с отечественным и зарубежным опытом интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии, а также обеспечило постоянное научно-методическое руководство работой учреждения со стороны высококвалифицированных специалистов. Экспериментальная работа в нашем учреждении проводится совместно с лабораторией педагогической коррекции нарушенной слуховой функции (зав. Н.Д. Шматко) ИКП РАО. Мы получаем консультативную помощь других лабораторий Института.

В нашем учреждении апробировались вариативные модели интеграции детей с отклонениями в развитии, разработанные в Институте коррекционной педагогики РАО (Н.Н. Малофеев, 2000).

Мы убедились, что дошкольное учреждение комбинированного вида располагает адекватными условиями для обеспечения каждому воспитаннику той Фомы интеграции, которая ему будет полезна.

В ГОУ № 1513 Южного округа Москвы в течение последних лет "работали" три модели интегрированного обучения детейс нарушениями слуха:

комбинированная интеграция, при которой дети с высоким уровнем психофизического и речевого развития (соответствующим или близким к возрастной норме) по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы; такой формой интеграции было охвачено пятеро детей (Диана К., Юля И., Наташа Г., Лейла К., Коля Е.);

частичная интеграция, при которой неслышащие дети, еще не способные на равных со слышащими сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы лишь на часть дня (например, на его вторую половину, на отдельные занятия) по 1-2 человека; такой формой интеграции было охвачено 6 детей;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Понятие «Правовое воспитание», его содержание и особенности
Право – совокупность общеобразовательных правил поведения, норм, узаконенных возможностей человека, санкционированных, регулируемых и охраняемых государством (право собственности, право убежища, права человека и т.д.). Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деяте ...

Психологические основы контроля знаний учащихся
В 80-х гг. XX века работники образования постепенно стали приходить к выводу, что необходимо в условиях тогда еще советской школы выдвинуть на первый план качество знаний школьников. Действительно, незачем даже ставить перед собой другие проблемы, существующие в школе, не решив сначала этот вопрос. ...

Формы контроля
В соответствии с формами обучения на практике выделяют 5 форм контроля: 1. Индивидуальная 2. Групповая 3. Фронтальная 4. Взаимный контроль 5. Самоконтроль 1. Индивидуальный контроль. При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru