Из опыта работы интеграции детей с нарушенным слухом

Образование и воспитание » Интеграция детей с нарушенным зрением и слухом » Из опыта работы интеграции детей с нарушенным слухом

Страница 3

Работа группы была организована следующим образом. В первой половине дня дети с нарушенным слухом занимались с сурдопедагогом: фронтальные занятия по развитию речи, слухового восприятия и обучению произношению, индивидуальные занятия. Слышащие дети в это время занимались с воспитателем: проводились занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой. Часть занятий по формированию элементарных математических представлений проводил сурдопедагог со всей группой детей, часть занятий проходила раздельно для слышащих и неслышащих детей. Во второй воловине дня воспитатель работал со всей группой детей; он проводил занятия по игре, конструированию, изобразительной деятельности. Музыкальные и физкультурные занятия были организованы и в первой, и во второй половине дня. Эти занятия дети всегда посещали всей группой. При необходимости в их проведении участвовал не только воспитатель, но и сурдопедагог. С неслышащими дошкольниками проводились занятия - индивидуальные или в малой группе (в соответствии с программой и учебным планом специальной группы).

Учитель-дефектолог помогал воспитателям и музыкальному руководителю правильно организовать работу со всей группой детей, знакомил их с приемами и методами обучения детей с нарушенным слухом. На занятиях воспитателей широко использовалась письменная речь (таблички), они обращали особое внимание на овладение неслышащими детьми не только умениями и навыками, но и на усвоение речевых средств, обслуживающих ту или иную деятельность детей.

Уже эта первая смешанная группа показала, что постоянное общение со слышащими детьми способствовало закреплению речевых умений дошкольников с нарушенным слухом. Отмечалась значительная активизация их устной речи. Кроме того, уменьшение количества детей с нарушенным слухом повышало интенсификацию коррекционного обучения, способствовало его большей индивидуализации и более высокой результативности.

Было отмечено также, что воспитание в смешанной группе плодотворно сказывается на социальном развитии слышащих детей (да и их родителей!). Настороженность родителей слышащих детей по отношению к необычной группе сохранялась недолго - в течение первого месяца. В конце учебного года произошло очень важное для нас событие. Родители слышащих детей, которые не "уходили" в школу, а еще на год оставались на обучении в детском саду, обратились к заведующей с просьбой сохранить смешанную группу. Они говорили: "… (шестилетний слабослышащий мальчик) не уходит в школу. В группе для неслышащих Маша и Света хорошо говорят, и они могут быть в нашей группе. Ну а еще двоих детей вы найдете". Важно подчеркнуть, что с этого времени комплектование новых смешанных групп уже не вызывало отрицательного отношения со стороны родителей слышащих детей, хотя, конечно, и сегодня часть из них отказываются от воспитания в ней своего ребенка (в этом случае дошкольник зачисляется в обычную группу).

Положительный опыт работы смешанных подготовительных групп, понимание того, что значительно более высоких результатов можно достигнуть при совместном воспитании детей с первых дней пребывания в детском саду, привели к открытию в 1999 году младшей смешанной группы (учитель-дефектолог И.А. Теплоухова, воспитатели М.А. Бурочкина, А.А. Семенова).

В группе воспитываются 10 слышащих дошкольников и пять детей с нарушенным слухом (3 слабослышащих ребенка с третьей и 1 - с четвертой степенями тугоухости, и еще один - глухой). Два ребенка являются позднооглохшими: Дима О. потерял слух в 2 года (тугоухость 4 степени), а Маша К. (глухота) - около 3 лет; при поступлении в группу в их речи сохранились лишь отдельные искаженные слова. На начало обучения Саша И. владел короткой аграмматичной фразой, что являлось результатом целенаправленной коррекционной работы мамы, под руководством учителя-дефектолога Е.А. Гиндиной, занимавшейся с ним в группе кратковременного пребывания; двое мальчиков (Саша Т. и Андрюша М.) словесной речью не владели.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Использование игр и игровых упражнений
Исследования отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.С. Мухина) доказывают, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Игра для детей дошкольного возраста является ведущим видом деятельности: в ней ...

Основные виды студенческих учебно-научных и творческих работ. Термины и определения
Курсовая работа – самостоятельная разработка конкретной темы по изучаемой дисциплине с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы. Выпу ...

Сущность и основные принципы управления педагогическими системами
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необхо ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru