Особенности эстетического воспитания детей с недостатками слуха

Образование и воспитание » Особенности воспитательной работы в специальном учреждении » Особенности эстетического воспитания детей с недостатками слуха

Страница 1

Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического влияния на формирование у учащихся эстетического восприятия и понимания прекрасного в природе, искусстве, обществе, художественного вкуса и способности к художественному творчеству.

Работа школы-интерната по эстетическому воспитанию учащихся учитывает научное определение сущности эстетического восприятия и его особенностей (работы Б.М. Теплова, М.Е. Маркова, П.М. Якобсона). Эстетическое восприятие – «полное страсти познание природы, человека и дела его рук, познание, исполненное ярких эмоций и дум, глубоко проникающее в скрытые от внешнего созерцания сущности, но всегда неотрывное от живого созерцания». Из этого определения вытекают и особенности эстетического восприятия – эмоциональность, осмысленность, оценочный момент и активная деятельность человека. Научные положения о специфике эстетического восприятия определяют психолого-педагогические условия ознакомления детей с миром прекрасного. В акте восприятия искусства участвуют чувства человека, его воображение и память, мышление и речь. От уровня развития психических процессов зависит полнота и глубина эстетического восприятия.

Психологи (Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф) считают, что дети с недостатками слуха обращают внимание главным образом на сюжетно-содержательную основу воспринимаемого явления или произведения. Изобразительно-выразительная форма художественного произведения воспринимается на эмоциональном, неглубоко осознанном уровне. Требуется специальное обучение школьников умению воспринимать искусство, анализировать его, осмыслять. Работа по развитию речи детей с недостатками слуха оказывает положительное воздействие на их эстетическое развитие.

Задачи и содержание эстетического воспитания

Из общей цели эстетического развития школьников вытекают конкретные задачи воспитания у глухих и слабослышащих эстетической восприимчивости, эстетических чувств, суждений, эстетических идеалов и развития художественных, творческих способностей.

Первая задача – воспитание эстетической восприимчивости, воспитание умений видеть и понимать прекрасное, чувствовать и испытывать радость от соприкосновения с ним.

Опыт показывает, что глухие и слабослышащие дети даже в младшем возрасте тянутся к красивой игрушке, картинке, эмоционально отзываются на красоту природы или окружающей обстановки. В силу их речевого недоразвития и своеобразия психического развития воспринятое недостаточно осознается, а само восприятие страдает неполнотой, поверхностностью.

Жизненный опыт детей с недостатками слуха обеднен, сенсорная культура недостаточно развита, поэтому они не в полной мере осознают красоту окружающего мира, не умеют отличать истинно красивое от внешней красивости, их эстетические переживания обеднены.

Задача сурдопедагогов – обогатить жизненный опыт школьников эстетическими впечатлениями. Она реализуется с помощью экскурсий в природу, организованных наблюдений за окружающими предметами, явлениями природы и общественной жизнью. Обращается внимание на развитие сенсорной культуры школьников – совершенствование зрительного, тактильно-вибрационного восприятия объектов в многообразии их качества и свойств.

Выполнение второй задачи – развитие эстетического вкуса, эстетических оценок и суждений – тесно связано с развитием речи и мышления детей с недостатками слуха, так как для выражения своего суждения по поводу воспринятого надо осмыслить увиденное, проанализировать его, выделить главное и существенное, обобщить в слове свое отношение.

Дети с недостатками слуха с трудом овладевают мыслительными операциями, их речь бедна и невыразительна, поэтому суждения их схематичны и лаконичны по своей форме, а по содержанию не всегда правильны и аргументированны. Суждения типа «нравится», «не нравится», «интересно» не раскрывают эстетической значимости явления, не раскрывают полноты чувств самого учащегося. Отсюда задача педагога – помочь осмыслить увиденное и дать ученику необходимый словесный материал для выражения чувств и собственного отношения к воспринятому.

Широкое ознакомление с миром прекрасного (литературой, живописью, театром, природой), воспитательная работа по разъяснению их художественной ценности и эстетической значимости, развитие речи и мышления учащихся – все это способствует формированию художественного вкуса, эстетических идеалов.

В воспитательной работе с глухими и слабослышащими важно внешнее оформление всех помещений школы. Красивые, уютные групповые, светлые, красочно оформленные классы, кабинеты, современная изящная мебель, со вкусом сшитая детская одежда – все вырабатывает вкус учащихся.

Третьей задачей эстетического воспитания является развитие творческих способностей детей. Дети с недостатками слуха обладают самыми различными творческими способностями. Одни неплохо рисуют, другие хорошо лепят, третьи искусно выжигают по дереву и т.п. Выявить эти способности нелегко, так как иногда сам ребенок не знает о их наличии, а отсутствие речи или ее недоразвитие мешает выразить неясное и неосознанное желание.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Преподаватель в системе дистанционного обучения
Анализ основных педагогических методов современного образования, основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, показывает, что содержание педагогической деятельности в новой образовательной системе существенно отличается от традиционной. Это требует от преподавателя специфических ...

Особенности процесса развития воображения у детей с нарушением слуха
Дети со слуховой депривацией уже на ранних этапах онтогенеза отстают от слышащих сверстников в развитии воображения, однако при наличии коррекционного обучения высокого качества учащиеся с нарушением слуха могут не только продемонстрировать аналогичный уровень развития воображения по сравнению с но ...

Сущность понятий "объект", "модель", "моделирование"
С точки зрения информатики, решение любой производственной или научной задачи описывается следующей технологической цепочкой: «реальный объект - модель - алгоритм - программа - результаты - реальный объект». В этой цепочке очень важную роль играет звено «модель», как необходимый, обязательный этап ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru