Для выявления и развития художественных способностей учеников вовлекают в различные виды деятельности: привлекают к подготовке сборов, праздников, соревнований; рекомендуют участие в кружках, секциях; дают поручения, связанные с проявлением самостоятельности и инициативы.
Содержание эстетического воспитания можно условно представить в виде эстетического просвещения и организации эстетической деятельности.
Эстетическое просвещение осуществляется на уроках изобразительного искусства и во внеклассное время. Школьников знакомят с выдающимися произведениями изобразительного искусства, архитектуры, произведениями декоративно-прикладного искусства и дизайна; сообщают элементарные знания основ реалистического рисунка, композиции, формы, пропорции, конструкции, цвета. Во внеклассное время знакомят учащихся с жизнью и творчеством отдельных художников, писателей, деятелей культуры и искусства. Эстетическая деятельность осуществляется также на уроках и во внеклассной работе. Участие в художественной самодеятельности, изготовлении макетов, аппликаций, оформлении праздников, выпуск газет, подготовка спектаклей, праздников и пр. – все это вырабатывает вкус, развивает творческие способности учеников.
В итоге мы пришли к следующим выводам:
1. Выдвижение в качестве цели воспитания всесторонне развитого глухого или слабослышащего ребенка предполагает, что решение задач умственного, нравственного, идейно-политического, трудового, физического и эстетического воспитания опирается на знание особенностей развития этих детей и направлено на преодоление последствий дефекта слуха. Особую значимость приобретает работа специальной школы по формированию речи как средства общения. На ее основе происходит преобразование познавательной деятельности детей с недостатками слуха, более полное и глубокое развитие духовных сил каждого. Формирование речи является одним из условий всестороннего развития глухих и слабослышащих детей.
2. В воспитательной работе с каждой возрастной группой школьников следует избирательно подходить к выбору средств, методов и приемов воспитания.
Помимо возрастного принципа в воспитании необходимо учитывать и индивидуальные особенности каждого школьника. Это накладывает на сурдопедагога обязанности глубокого изучения личности учащегося, продумывания индивидуального плана работы с воспитанником.
3. В процессе умственного воспитания следует учитывать, что у детей с нарушенным слухом система понятий формируется труднее и медленнее, чем у слышащих. Ранее усвоенные и вновь приобретаемые словесные обобщения разных уровней лишь постепенно выстраиваются в сложную систему. Конкретность и обобщенность знаний можно сформировать в процессе обучения, если с первых шагов приучать детей к разноаспектному рассмотрению объектов, к использованию иерархической системы обозначений, последовательно преодолевая трудности, обусловленные недостаточным развитием их речи.
4. Практическая подготовка к труду направлена на вооружение детей с недостатками слуха знаниями основ наук, умениями и навыками, необходимыми в трудовом процессе. К ним относятся общетрудовые умения (планировать, оценивать, организовывать деятельность и т.д.) и технические умения (резать, пилить, строгать и др.).
В трудовом воспитании детей с недостатками слуха особо выделяются коррекционные задачи, решение которых позволяет преодолеть последствия первичного дефекта. Они включают развитие речи и закрепление навыков речевого общения, а также исправление недостатков физического развития школьников.
5. В процессе эстетического воспитания необходимо широкое ознакомление с миром прекрасного (литературой, живописью, театром, природой), воспитательная работа по разъяснению их художественной ценности и эстетической значимости, развитие речи и мышления учащихся, поскольку все это способствует формированию художественного вкуса, эстетических идеалов.
В воспитательной работе с глухими и слабослышащими важно внешнее оформление всех помещений школы. Красивые, уютные групповые, светлые, красочно оформленные классы, кабинеты, современная изящная мебель, со вкусом сшитая детская одежда – все вырабатывает вкус учащихся.
Для выявления и развития художественных способностей учеников вовлекают в различные виды деятельности: привлекают к подготовке сборов, праздников, соревнований; рекомендуют участие в кружках, секциях; дают поручения, связанные с проявлением самостоятельности и инициативы.
Статьи по педагогике:
Петербургский воспитательный дом
Дворец К. Г. Разумовского 2 (14) мая 1797 года император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Федоровны и придании самостоятельного статуса Петербургскому воспитательному дому, открытому известным просветителем и педагогом И. И. Бецким.Гуманистические идеалы И. И. Бец ...
Анализ выполнения выпускниками основной школы Архангельской области
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации по географии позволяет получить объективную информацию о состоянии школьного географического образования в Архангельской области. Информация об уровне географической подготовки выпускников необходима работникам сферы образования на всех уровн ...
Понятие «Правовое воспитание», его содержание и особенности
Право – совокупность общеобразовательных правил поведения, норм, узаконенных возможностей человека, санкционированных, регулируемых и охраняемых государством (право собственности, право убежища, права человека и т.д.). Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деяте ...