Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие

Страница 1

Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Прежде чем перейти к проблеме нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, необходимо более подробно остановиться на понятии «воспитание», как центральной категории осмысления воспитательного процесса, профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей и всей науки педагогики в целом.

Исходное значение понятия «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» – это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении.

Воспитание – это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном самоопределении; создание условий для самореализации личности.

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.Й. Лийметс, Л.И. Новикова, В.А. Караковский и др.)

Воспитание в образовательном смысле – это специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции и ее закреплению в поведении.

Воспитание – это всегда организованная деятельность ребенка, вовлекающая его в активное взаимодействие с современной ему культурой, тем самым жизнь ребенка наполняется культурным содержанием.

Воспитание – это система профессиональной деятельности педагога (педагогов), содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контексте современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.

Независимо от формулировки понятия, многие авторы едины во мнении, что воспитание характеризуется следующими важными признаками:

целенаправленность, то есть наличие общего образца, социально-культурного ориентира;

соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества;

присутствие определенной системы организуемых влияний;

создание условий для усвоения ребенком определенных норм взаимоотношений;

освоение человеком определенного комплекса социальных ролей.

Воспитание неразрывно связано как с обучением, так и со становлением личности, поскольку данные процессы направлены на человека как единое целое. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния воспитательного воздействия на развитие человека: на его эмоции, волю, характер, а также на мотивацию, ценностные ориентации и интеллект. Еще Платон писал: « .самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание», что наглядно демонстрирует неразрывную связь указанных процессов.

На всем протяжении развития педагогической мысли воспитание находилось в фокусе внимания ученых и практиков. И в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. В качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек, как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

Сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

Цели воспитания – системообразующий элемент воспитательной системы, а все остальное – это средства, содержание, формы, методы, деятельность.

Принято считать, что педагогические цели делятся на две группы:

идеальные;

актуальные – конкретизируются в задачах формирования индивидуальности и развития личности (реальные и измеряемые).

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Физическое образование: его цели и задачи, содержание и структура
Система физического образования формировалась в многолетней практике изучения физики в общеобразовательных учебных заведениях. Усилиями поколений учителей и ученых школьный курс физики в ХХ в. вполне соответствовал лучшим мировым стандартам, способствовал достижению высокого уровня образованности н ...

Методика организации школьного театра
Методика школьного театра имеет свои предметом описание взаимодействия трех его «героев-соучастников», трех основных компонентов: спектакль как совместное творчество, играющего (воспитанника), педагога – режиссера. Организация работы над спектаклем - это сложный и длительный процесс, имеющий свои т ...

Структура учебно-методического комплекса дисциплины
Осознав понятие, цель и принципы разработки учебно-методического комплекса дисциплины, следует ознакомиться с его структурой. УМК состоит из пяти блоков (нормативный блок, теоретический блок, практический блок, блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов, методически ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru