Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие

Страница 4

В исследованиях, проведенных учеными В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой, А.А. Анциферовой, Н.Ф. Виноградовой, В Г Пушминой и др., воспитание патриотизма рассматривалось как одна из сторон нравственного воспитания в процессе формирования у детей общественных представлений. В их работах большое внимание уделялось формированию положительного отношения детей к различным явлениям нашей социальной действительности и отмечалось, что именно в этой области нравственного воспитания наиболее отчетливо выступает взаимосвязь нравственного и интеллектуального компонентов личности. Наиболее полно такое взаимодействие чувств и сознания было отражено в концепции патриотического воспитания С.А. Козловой. Она основывается на интегрированности патриотического чувства, объединяющего в единое целое все стороны развития личности: нравственную, трудовую, умственную, эстетическую и физическую. Это позволяет говорить о патриотизме как о сложном нравственном качестве, включающем в себя совокупность чувств и сознания во всех формах его проявления. С.А. Козлова показала, что в основе патриотического воспитания лежит механизм нравственного воспитания. Поэтому можно предположить, что формирование патриотизма возможно не только через знания, но и через эмоции, особенно на ранних этапах развития ребенка.

Необходимость взаимосвязи нравственного и патриотического воспитания подчеркивали многие исследователи (С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова и др.). Обращение к отеческому наследию, изучение культуры предков, истории народа, его культуры, по их мнению, воспитывает у дошкольников уважение и любовь к родному краю, а также гордость за землю, на которой они живут.

Бесспорно, нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Нравственно-патриотическое воспитание можно считать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

особенности дошкольного возраста;

многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире;

отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

В современной России нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Для формирования чувства нравственности и патриотизма очень важно обеспечить дошкольников знаниями о Родине, дать базисные представления о стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время существует достаточное количество методической литературы по данному вопросу. Проблема патриотизма отражена в современных программах воспитания и обучения дошкольников: «Истоки», «Детство», «Из детства – в отрочество», «Москвичок», «Наследие». Современная концепция патриотического воспитания в контексте всестороннего развития личности отражена в программе «Я – Человек». В этих методиках зачастую освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей, и отсутствует единая система подхода к воспитательному процессу в этом направлении. Можно предположить, что это обусловлено многогранностью понятий нравственности и патриотизма в современном обществе: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Таким образом, очевидно, что от эпохи к эпохе менялись взгляды и ценности общества в отношении методов и принципов воспитания будущего поколения граждан. Менялось представление о содержании нравственно – патриотического воспитания детей, от опосредованного влияния на развитие личности до насущной необходимости. Советская дошкольная педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма.

Современные ведущие исследователи проблем нравственного воспитания основополагающими ее аспектами считают: формирование эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей; воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру; восприятие нравственно-волевых качеств; формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками; правильное отношение к самому себе; воспитание культуры поведения. Неизменной оставалась потребность в нравственном становлении ребенка, формировании у него патриотических чувств.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач. Под нравственно-патриотическим воспитанием в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г. понимается процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по педагогике:

Наркомания как социально-педагогическая проблема и борьба с ней
В современном российском обществе не создано идейной поддержки демократических реформ, либеральных ценностей, поскольку не существует позитивной социальной мифологии, дающей образцы для подражания. Необходима реабилитация забытых за последние годы ценностей «нормальной жизни» и «нормального человек ...

Школы-пансионы: зло или благо
В последнее 10-летие сочетание двух слов «школа» и «пансион» уже стало привычным и почти понятным для нас. Самые «продвинутые» родители, придерживающиеся авангардных методов воспитания, уже опробовали во многом еще новую для нас форму воспитания и обучения детей – школу-пансион. С каждым годом числ ...

Правила планирования учебного процесса
Изучение и анализ научно педагогической литературы привел к следующим результатам и выводам. Для того, чтобы практически выполнить названные выше во введении правила, рассмотрим методику планирования урока на конкретном материале подготовки занятия по теме «Электрический ток в газах». 1. Определени ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru