Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие

Страница 2

Опираясь на реальные цели воспитания, можно определить актуальные задачи воспитания учащихся:

формирование гуманистического мировоззрения;

формирование потребностей и мотивов нравственного поведения;

создание условий для реализации мотивов и стимулирования нравственного поведения учащихся.

Содержание образования — это ответ на вопрос «чему учить?» и, соответственно, оно представляется в большинстве случаев как «элементы социального опыта, накопленного человечеством».

Содержание воспитания определяется как «система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами» или вообще как «часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему».

Современные взгляды на воспитание предполагают внесение иных смыслов в привычные категории, а также введение новых. Содержание процесса воспитания соотносится здесь с человеком, его духовным бытием, смыслом жизни, с индивидуальными жизненными ориентирами воспитанников. Все это призвано сделать содержание воспитательного процесса человеческим, оно не может быть представлено в виде обязательной программы для изучения. Содержание воспитательного процесса должно вовлекать в ситуацию мысли и показывать «что человек может делать из себя сам» (И. Кант).

Исходя из определения основных целей и содержания воспитания, мы не можем не заметить, что и цели и задачи воспитания базируются на нравственном аспекте формирования личности человека. Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны.

На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, содержание, методы нравственного воспитания. По-разному интерпретировался и сам термин «нравственное воспитание», иногда подменяемый понятиями «моральное воспитание», «духовное воспитание». В последние годы все чаще и чаще используется словосочетание «социальное воспитание» и практически не встречается «воспитание нравственное». Между тем этот термин имеет совершенно определенное содержание. Значение понятия «социальное воспитание» шире: социально все, что касается человека, живущего в обществе себе подобных.

Понятие «духовное воспитание» (иногда употребляется в качестве синонима «религиозное воспитание») также равнозначно понятию «воспитание нравственное». Наконец, «моральное воспитание». На взгляд автора, этого термина недостаточно, когда речь идет о развивающейся личности. Когда речь идет о моральном воспитании, предполагается, что дети должны усвоить нормы и правила поведения в обществе. Но для формирования человеческой личности важно, чтобы мораль была не только усвоена личностью, но и определяла ее образ жизни. В данном случае термин «нравственное воспитание» шире и полнее, так как предполагает осознание личностью своей ответственности за себя и за других.

От эпохи к эпохе менялись воззрения, взгляды, идеи на проблемы нравственного воспитания. В античности нравственное воспитание детей, по мнению Аристотелю, основывалось на «упражнении в нравственных поступках – частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными».

Наставления Я.А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста «стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших».

К.Д. Ушинский писал о воспитании на народном творчестве, в труде и трудом, акцентировал внимание на формировании чувства патриотизма, любви к своему народу.

В советское время под руководством Н.К. Крупской была разработана концепция воспитания, основанная на развитии гуманных чувств и отношений, коллективизма, трудолюбия, любви к Родине.

В 50-80-е гг. прошлого века были проведены целенаправленные исследования в области нравственного воспитания дошкольников. Их возглавляли видные ученые, специалисты в области дошкольной педагогики: Р.И. Жуковская, Ф.С. Левин-Щирина, Д.В. Менджерицкая, А.М. Виноградова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, и др. Каждая разрабатываемая тема имела несколько направлений, где главное место уделялось формированию трудолюбия, патриотизма, интернационализма и нравственности.

В конце 80-90-х гг. ХХ века концепция воспитания изменилась. Почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», меняется взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание, на первый план выдвигается приобщение детей к национальному искусству, к народным традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты. Трудовое воспитание уступает место экономическому, больше внимания уделяется личностному, индивидуальному развитию коллективизма. Современные педагоги, психологи, философы, осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, посвятили свои исследования следующим аспектам: формированию культуры поведения – С.В. Петерина; формированию гуманных отношений – А.М. Виноградова, М.В. Воробьева, Р.С. Буре и др.; формированию любви к Родине – С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова; воспитанию нравственно-волевых качеств – А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова и др.; формированию эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения – Е.И. Радина, Р.И. Жуковская, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Бондарь, А.П. Усова и др.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Методика формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры
Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом этапе состоит, прежде всего, в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь за весь предшествующий период пребывания в детском саду. В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтоб ...

Особенности организации процесса обучения с позиций компетентностного подхода
В материалах модернизации образования провозглашается новый подход к процессу обучения в современной школе - компетентностный подход - как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Компетентностный подход представляет собой совокупность общих принципов определения ц ...

Интеграция детей с особыми потребностями
Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения В российской теории и практике обучения детей с отклонениями в развитии принято различать понятия "интеграция", "интегрированное обучение", "дифференциация", "дифференцированное обучение". Сущность и ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru