Из опыта работы интеграции детей с нарушенным слухом

Образование и воспитание » Интеграция детей с нарушенным зрением и слухом » Из опыта работы интеграции детей с нарушенным слухом

Страница 2

временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со слышащими детьми не реже 1-2 раза в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях и т.п.

Комбинированная и частичная интеграция проводилась в массовых группах, где работали воспитатели Е.В. Косарева, Т.Е. Кононученко, Т.И. Бондарева, Ю.Ю. Назарова.

При этом учителя-дефектологи помогали массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом в коллективе слышащих сверстников. Кроме того, они проводили с каждым из дошкольников, воспитывающихся в массовой группе (комбинированная интеграция), коррекционные занятия, направленные на развитие его речи, ее восприятия на слухо-зрительной и слуховой основе, на обучение произношению. Учителя-дефектологи и психолог, работающий в учреждении, выявляли те трудности, которые испытывает тот или иной ребенок в ходе интеграции, и составляли и реализовывали программу по их преодолению.

Вместе с тем, изучение опыта работы по интеграции, знакомство с организацией интегрированного обучения в ГОУ № 1513 Юго-Восточного департамента образования Москвы показывали, что наиболее комфортной для ребенка моделью совместного обучения является его включение в коллектив слышащих сверстников с первых дней его пребывания в учреждении. В противном случае возникает определенный в психологический дискомфорт. Ребенок воспитывается в специальной группе, в которой складывается свой коллектив, свой микроклимат, занимает в нем свое особое место, как правило, место лидера. Когда же этот ребенок попадает в Новок для него детское сообщество, живущее по своим законам, он испытывает значительнее трудности не только в связи с особенностями своего развития, но и с связи со своим "особым" статусом - статусом "чужака", пришедшего из другой группы.

Если неслышащий ребенок имеет высокий уровень психофизического и речевого развития и в дальнейшем постоянно воспитывается в группе слышащих детей, то этот дискомфорт постепенно преодолевается. Но большинство воспитанников специальной группы в силу выраженности нарушения не могут на равных участвовать в занятиях со слышащими детьми и посещают массовую группу лишь часть дня (частичная интеграция). В этом случае оказывается достаточно трудным ввести ребенка в коллектив слышащих сверстников: для него "родным" сообществом остается специальная группа.

Учитывая эти факты, была начата разработка новой модели интеграции - модель смешанной группы, в которой вместе воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом (вне зависимости от уровня речевого развития последних). Она стала возможной благодаря поддержке департамента образования Южного округа, который разрешил открыть первую смешанную группу в рамках окружной экспериментальной площадки.

Эта группа была подготовительной. Она была скомплектована из 5 шестилетних детей с нарушенным слухом (один ребенок с глухотой и четыре - с тяжелой тугоухостью) и 10 их слышащих сверстников. В группе работали учитель-дефектолог (сурдопедагог И.В. Мороз) и два воспитателя (А.А. Семенова, М.А. Бурочкина). Как и при комплектовании смешанной группы в ГОУ № 1365, мы столкнулись с нежеланием родителей перевести слышащего ребенка из обычной группы в смешанную, поэтому в нее были приняты новые дети, поступившие в детский сад на последний год обучения. Была проведена большая разъяснительная работа с родителями этих детей: индивидуальные беседы, родительское собрание, постоянные консультации воспитателей и учителя-дефектолога.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Дети старшего дошкольного возраста как субъекты нравственно-патриотического воспитания
В психологическом словаре понятие субъект рассмотрено в значении активно действующего, познающего, обладающего сознанием и волей человека, способного действовать целенаправленно. Он может проявлять инициативу и самостоятельность, принимать и реализовывать решения, оценивать последствия своего повед ...

Факторы развития ребенка
Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происхо­дит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся преж­де всего окружающая человека естественная и социальная сре­да, а также спе ...

Система текущей проверки знаний учащихся
Значительное внимание системе текущей проверки знаний уделял Е.И. Перовский. По его мнению, большое значение для качественного осуществления функций текущей проверки знаний имеет система этой проверки. Именно от нее зависит, будут ли знания учащихся проверяться в системе, в которой они даны в учебн ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru