Таких высоких результатов в музыкальном развитии детей смешанной группы можно достигнуть при определенных условиях: единый состав группы с первого года обучения, целенаправленные занятия в течение нескольких лет, дополнительная помощь детям с нарушенным слухом со стороны воспитателей, учителя-дефектолога, родителей, направленная на обеспечение понимания каждым ребенком песни, музыкальной постановки. Важно с учетом речевого развития детей с нарушенным слухом, их произносительных возможностей отбирать, адаптировать для них тексты песен, определять (особенно на двух первых годах обучения) форму их участия в исполнении песен: сопровождение на элементарных музыкальных инструментах, исполнение припева, отдельных его фрагментов и т.п. Результативности музыкальных занятий в смешанной группе способствует высокий уровень музыкального развития слышащих детей: они "тянут" за собой детей с нарушенным слухом, остается больше времени на индивидуальную помощь им.
Три года, в течение которых вместе воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухов, позволили создать из них единый детский коллектив: они вместе живут, играют, решают свои проблемы. Слышащие дети хорошо относятся к детям с нарушенным слухом, они умеют правильно говорить с ними - смотреть в лицо и не кричать, знают о назначении слуховых аппаратов. За все три года слышащие дети никогда не дразнили неслышащих, не смеялись над ними, что явилось результатом, в первую очередь, образца поведения педагогов группы, а также целенаправленного воспитания рядом, вместе. Мы надеемся, что эти дети и в дальнейшем не будут делить мир на глухих и слышащих и сохранят естественное сейчас для них состояние - помочь тому, кому трудно. И, может быть, именно в правильном социальном воспитании слышащих детей (а через них и их родителей) и заключен самый большой эффект совместного воспитания детей с нормальным и нарушенным слухом.
В ходе экспериментальной работы мы убедились, что для нашего учреждения наиболее адекватной формой интеграции является воспитание и обучение детей с нарушенным слухом в условиях смешанной группы. В связи с этим с 1 сентября 2000 г. обе специальные группы начали работать в режиме смешанных - была открыта ясельная смешанная группа (учитель-дефектолог Е.А. Гиндина, воспитатели А.Г. Ермилова и С.Е. Костюшева).
Часть детей с нарушенным слухом, имеющих высокий уровень слухоречевого развития, в случае, если по возрасту они не могут быть определены в одну из смешанных групп, воспитываются в массовых группах (по 1-2 ребенка), получая ежедневную коррекционную помощь учителя-дефектолога (в течение учебного года в таких условиях обучения находились обычно 2-3 ребенка). Дети с нарушенным слухом раннего и дошкольного возраста, не воспитывающиеся в нашем дошкольном учреждении, могут получать необходимую им коррекционную помощь и посещая занятия в группе кратковременного пребывания. Смешанные группы, группа кратковременного пребывания комплектуются московским городским детским сурдоцентром (зав. Т.В. Савинова).
Наше учреждение является активным участником российско-фламандского проекта "Интеграция". Программы "Специальное образование", утвержденной министерствами образования России и Фландрии: мы участвовали в международных конференциях по проблемам интеграции (1995, 1997, 2000), в международных семинарах, проходивших в России и во Фландрии в 1997-1998 гг. Опыт работы смешанных групп, как и в целом ход экспериментальной работы по интеграции детей с нарушенным слухом в коллектив слышащих сверстников, был высоко оценен бельгийскими коллегами (ноябрь 1996 г., май 1998, май 2000 г.).
Мы убеждены, что целенаправленная работа по интеграции детей с нарушенным слухом не только создает благоприятные условия для развития глухих и слабослышащих дошкольников, но и обогащает социальное и эмоциональное развитие слышащих детей.
Статьи по педагогике:
Аппаратно-программный комплекс диагностики функционального состояния «Тетр»
как возможная основа организации валеологического мониторинга в ярославских
школах
Комплекс «Тетр», разрешающий задачи психофизиологической валеологической диагностики функционального состояния непосредственно в условиях школы, начал создаваться с 2001 года. В его основе два аппаратно-программных метода. 1. Компьютерная программа «теппинг-тест». Программа создана в 2002 году в об ...
Содержание понятия «музыкальные способности»
В современной парадигме системы непрерывного образования важная роль отводится дошкольному образованию как начальному этапу формирования общечеловеческих ценностей, развитию внутреннего мира ребенка, его духовности способностей. Ведущим мотивом обновления педагогического процесса в дошкольном учреж ...
Анализ методики изучения эмоциональных реакций
дошкольников
1. Наблюдения над проявлением у ребенка удовольствия и неудовольствия. Понаблюдайте, в каких формах проявляется удовольствие и неудовольствие у новорожденных детей. Отметьте, когда появляется у ребенка первая улыбка как выражение удовольствия, и первое нахмуривание бровей как выражение неудовольств ...