Методы активизации учебной деятельности учащихся

Страница 1

На протяжении трех столетий образовательным идеалом являлись слова Я.А. Коменского: «Учить всех и всему». Но реализовать данный подход становится возможным только при грамотном управлении процессом обучения и формировании таких навыков познавательной деятельности, которые позволяют учащемуся самостоятельно получать знания и повышать мотивацию их получения. Однако здесь начинаются самые большие противоречия. Поскольку наставники всегда стремились к собственной власти, и поэтому никак не хотели притянуть учащихся на одну ступень с собой. В старой школе на первый план выдвигались меры принуждения, угрозы и даже наказания за нерадивое учение. Первоначальность отдавалась авторитаризму - учащиеся признавались только пассивными участниками обучения, а наставники только и делали, что воздействовали на своих подопечных. В борьбе с этой тенденцией была выдвинута концепция интереса учащихся к учению. К.Д. Ушинский удивительно точно определил действительное значение этих концепций: « .Ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения, хотя бы она почерпалась из лучшего источника - из любви к воспитателю, - убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет; а ученье, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силою воли».

И как в своё время отмечал В.В. Зеньковский: «…школа вообще грешит односторонним интеллектуализмом, т.е. как-то искусственно развивает ум, совершенно, однако, не развивая общей активности и даже подавляя проявления ее. В этом лежит разгадка одного из наиболее грустных «парадоксов» современной школы: сосредоточивая все свои силы на развитии ума, она не только не добивается своих целей, не только не дисциплинирует ум и не развивает его, но часто даже притупляет и приостанавливает его естественное развитие». Поэтому ставится задача развития личности учащихся в целом, а также рациональной и эмоциональной сферы учеников, их творческих способностей, нравственности, культуры, образованности, особая роль отводится включению в коллективные отношения со сверстниками и педагогическим составом. Подобная система становится основой любой школы. Ведь самостоятельность немаловажна для самообразования.

Сегодня в теории и практике обучения уже осуществляется перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность обучающегося, переход от системы обновления знаний к ориентации на освоение новых видов деятельности. Одними из центральных аспектов обучения и в частности начальной профессиональной подготовки специалистов становится формирование активного, деятельного отношения развивающейся личности к познанию мира и себя в этом мире, вынесение оценки миру и сосредоточенным в нем ценностям, а также изменение мира.

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. За последние годы все большее внимание педагогической науки и практики привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся. Обычно их называют «активными методами обучения». Ряд исследователей (Б.Ц. Бадмаев, М. Новик, С.Д. Смирнов, А.М. Смолкин, Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко и др.) выделяют активные методы обучения, подразумевая под ними « .те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе».

Активное обучение опирается на идеи проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.), его психологической основой являются исследования по проблеме внутренних закономерностей мышления (А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн и др.). Активное обучение позволяет решать задачи, труднодостижимые в традиционном обучении, а именно: формировать познавательные и профессиональные мотивы и интересы; воспитывать системное мышление учителей, включающее целостное представление о профессиональной деятельности; содействовать развитию коллективной мыслительной и практической работы, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений в группах, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам профессионального коллектива; овладевать методами моделирования, проектирования.

В литературе встречаются два варианта условного сокращения термина «активные методы обучения» - АМО и МАО - «методы активного обучения».

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Отметка в учебной деятельности школьника
Отметки нужны учащимся в первую очередь для улучшения и упрочнения своего положения в классе, а лишь потом – как показатели знаний. Многие школьники учатся из-за строгости родителей, чувства обязанности и долга, необходимости быть образованным. Самое меньшее количество учащихся проявляют интерес к ...

Современные тенденции иформировании идеалов в образовании
Любое цивилизованное государство должно задавать рамки образа идеальной личности – гражданина этого государства. Выдержки из Конституции РФ, ФЗ "Об образовании", "Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года" позволяют и нам обрисовать эти рамки: - государство ...

Подходы к отбору и формированию содержания обучения информатике в средней школе
Преподавание информатики в общеобразовательной школе следует вести, опираясь на нормативные документы Министерства образования РФ, где представлен Государственный стандарт общего образования, прописаны обязательный минимум содержания, а также требования к уровню подготовки выпускников, как на базов ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru