Методы активизации учебной деятельности учащихся

Страница 1

На протяжении трех столетий образовательным идеалом являлись слова Я.А. Коменского: «Учить всех и всему». Но реализовать данный подход становится возможным только при грамотном управлении процессом обучения и формировании таких навыков познавательной деятельности, которые позволяют учащемуся самостоятельно получать знания и повышать мотивацию их получения. Однако здесь начинаются самые большие противоречия. Поскольку наставники всегда стремились к собственной власти, и поэтому никак не хотели притянуть учащихся на одну ступень с собой. В старой школе на первый план выдвигались меры принуждения, угрозы и даже наказания за нерадивое учение. Первоначальность отдавалась авторитаризму - учащиеся признавались только пассивными участниками обучения, а наставники только и делали, что воздействовали на своих подопечных. В борьбе с этой тенденцией была выдвинута концепция интереса учащихся к учению. К.Д. Ушинский удивительно точно определил действительное значение этих концепций: « .Ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения, хотя бы она почерпалась из лучшего источника - из любви к воспитателю, - убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет; а ученье, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силою воли».

И как в своё время отмечал В.В. Зеньковский: «…школа вообще грешит односторонним интеллектуализмом, т.е. как-то искусственно развивает ум, совершенно, однако, не развивая общей активности и даже подавляя проявления ее. В этом лежит разгадка одного из наиболее грустных «парадоксов» современной школы: сосредоточивая все свои силы на развитии ума, она не только не добивается своих целей, не только не дисциплинирует ум и не развивает его, но часто даже притупляет и приостанавливает его естественное развитие». Поэтому ставится задача развития личности учащихся в целом, а также рациональной и эмоциональной сферы учеников, их творческих способностей, нравственности, культуры, образованности, особая роль отводится включению в коллективные отношения со сверстниками и педагогическим составом. Подобная система становится основой любой школы. Ведь самостоятельность немаловажна для самообразования.

Сегодня в теории и практике обучения уже осуществляется перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность обучающегося, переход от системы обновления знаний к ориентации на освоение новых видов деятельности. Одними из центральных аспектов обучения и в частности начальной профессиональной подготовки специалистов становится формирование активного, деятельного отношения развивающейся личности к познанию мира и себя в этом мире, вынесение оценки миру и сосредоточенным в нем ценностям, а также изменение мира.

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. За последние годы все большее внимание педагогической науки и практики привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся. Обычно их называют «активными методами обучения». Ряд исследователей (Б.Ц. Бадмаев, М. Новик, С.Д. Смирнов, А.М. Смолкин, Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко и др.) выделяют активные методы обучения, подразумевая под ними « .те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе».

Активное обучение опирается на идеи проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.), его психологической основой являются исследования по проблеме внутренних закономерностей мышления (А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн и др.). Активное обучение позволяет решать задачи, труднодостижимые в традиционном обучении, а именно: формировать познавательные и профессиональные мотивы и интересы; воспитывать системное мышление учителей, включающее целостное представление о профессиональной деятельности; содействовать развитию коллективной мыслительной и практической работы, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений в группах, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам профессионального коллектива; овладевать методами моделирования, проектирования.

В литературе встречаются два варианта условного сокращения термина «активные методы обучения» - АМО и МАО - «методы активного обучения».

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Проблема интеграции детей с особенностями развития
Опыт зарубежных ученых в области интегрированного обучения, его использование в России. Интеграция лиц с особенностями развития в общеобразовательную среду начинается во многих странах Европы уже в 70-х годах. Под влиянием Конвенции ООН о правах инвалидов, о правах умственно отсталых лиц (1971, 197 ...

История освоения и исследования Северного морского пути
Есть данные о том, что человек появился на Севере еще в глубине каменного века. Именно тогда было положено начало арктическому мореплаванию и, следовательно, арктической морской культуре. Впрочем, признаться, это «мореплавание» было ограничено пределами береговой полосы. Кожаная или деревянная лодк ...

Принципы воспитания детей с недостатками слуха
Принципы воспитания – руководящие положения, которые определяют содержание и методы воспитания. Сами принципы определяются задачами воспитания и особенностями развития школьников с недостатками слуха. Принцип воспитания детей на основе их активной и самостоятельной деятельности. Только в процессе о ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru