Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
К дошкольному возрасту изменяется структура самих эмоциональных реакций.
1. Эмоциональная сфера у малышей: восприятие аффективно окрашено; эмоциональность обусловлена конкретной ситуацией (может ли получить предмет; успешно ли действует с игрушкой; помогает ли ему взрослый).
У дошкольников более спокойный эмоциональный фон восприятия. Эмоциональность обусловлена такими развивающимися представлениями как: желание, представление, эмоции, действие. Эмоциональные процессы у дошкольников более управляемы.
2. В общей структуре поведения ребенка меняется функциональное место аффекта.
У малышей, включаясь в действие, ребенок не предвидит последствий и не переживает: по поводу поступка, по поводу его последствий. Оценка взрослого (похвала – порицание). Аффект – последнее звено в цепочке событий.
У дошкольников в эмоциональном представлении ребенка содержится: будущий результат, его оценка взрослым. Ребенок предвидит отрицательный (положительный результат), неодобрение (одобрение). Переживание после оценки взрослого. Аффект – первое звено в цепочке развертывающихся событий.
Взрослый помогает ребенку создавать нужный положительный образ будущего события, например, воспитатель в детском саду может потребовать немедленно привести в порядок помещение после игры или рассказать детям, как им будет приятно увидеть свою комнату чистой.
Статьи по педагогике:
Теоретический анализ понятия «отклоняющееся поведение»
Социальная норма — это правила, образец действия, мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей (социальных групп), которая официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного повед ...
История формирования культурно-досуговой деятельности детей
Досуг, или свободное время, как одна из сторон жизни общества в разные эпохи наполнялся различным содержанием, иногда весьма противоречивым. Детский досуг определялся суммой многих факторов, зависящих от провозглашаемых властью принципов общественной и экономической жизни на том или ином отрезке вр ...
Мариинское женское училище
Мысль о таких женских учебных заведениях, которые бы несколько соответствовали существовавшим мужским гимназиям, мелькала в головах у многих лиц среднего класса, которые задумывались над вопросом об основательном образовании своих дочерей. Отцы и матери, которые не могли или не решались помещать их ...