Теоретические основы проектирования методов обучения для проведения занятий по предмету "Технология каменных работ"

Образование и воспитание » Теоретические основы проектирования методов обучения для проведения занятий по предмету "Технология каменных работ"

На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И.М. Чередов, В.К. Дьяченко, Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.

Но и понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами: И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, Д.О. Лордкипанидзе, М.И. Махмутов, Е.Я. Голант и Е.И. Перовский, Ю.К. Бабанский, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения.

Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в новой они расходятся. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все то, что обеспечивает достижение этой цели. Успешность достижения цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных форм.

В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, в которой закладывается фундамент будущих знаний. Переход к рыночным отношениям, который обусловил коренные изменения в обществе, требует нового подхода к воспитательным функциям общеобразовательной школы и естественно, совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Проблема методов обучения является одним из важнейших в педагогической науке и в практике обучения ступени начального профессионального образования, так как учебные методы - это главные инструменты, с помощью которых педагог вооружает своих подопечных основами наук, развивает у них познавательные способности, обеспечивает развитие личности, формирует научное мировоззрение.

От выбора и характера использования того или иного метода зависит, будет ли учебный труд для учащихся радостным и интересным или обременительным, выполняемым лишь «для отбытия повинности». Эти особенности методов обучения очень тонко подметил А.В. Луначарский. Он писал: «... От методов преподавания зависит, будет ли оно возбуждать у учащихся скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности юношеского мозга, не оставляя на нем почти никакого следа, или наоборот, это преподавание воспринимается радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольется с психикой ученика, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость, в виде шалостей и каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной дружбой к своему руководителю».

Проблема исследования, какими должны быть методы обучения для проведения занятий по предмету «Технология каменных работ» для подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Мастер общестроительных работ» в условиях профессионального училища?

Объект исследования: учебный процесс профессиональной подготовки рабочего по профессии «Мастер общестроительных работ» в условиях профессионального училища.

Предмет исследования: проектирование методов обучения по предмету «Технология каменных работ» в условиях профессионального училища.

Цель исследования: теоретически обосновать и осуществить проектную деятельность по разработке методов обучения по предмету «Технология каменных работ» с применением форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть структуру современного процесса обучения в учреждениях начального профессионального образования по профессии «Мастер общестроительных работ».

2. Изучить содержание образования по предмету «Технология каменных работ».

3. Определить педагогические требования к структуре урока как основной форме теоретического обучения в профессиональных училищах.

4. Охарактеризовать формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся.

5. Проанализировать педагогические требования к проектировочной деятельности педагога профессионального обучения в учреждениях начального профессионального образования.

6. Осуществить проектирование методов обучения по предмету «Технология каменных работ» с применением форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся.

Методы исследования: эмпирические - изучение передового и массового педагогического опыта; теоретические - изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, теоретический анализ и синтез.

Статьи по педагогике:

Анализ ситуации в системе образования
Обратимся к основным свойствам существующей системы образования и тем проблемам и противоречиям с современными условиями, в которых оно функционирует: · Единая программа для всех обучаемых Противоречит уникальности каждого из нас. У каждого свои склонности, желания, а также видение своего будущего. ...

Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы
Выбор средств обучения русскому языку, в том числе и средств развития речи школьников, опирается на достижения педагогики, дидактики, которая дает обобщенное понятие процесса обучения (это необходимо учителю). Успешное изучение русского языка невозможно без знания психологии обучаемых. Вот поэтому ...

Процесс формирования практических умений и навыков на уроках технологии
Процесс формирования учебных умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека. Фридман Л. И. выделяет следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими учебными умениям и навыкам: 0 ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru