Характеристика опыта проведения учебных занятий в учреждениях начального профессионального образования с использованием интерактивных методов

Образование и воспитание » Теоретические основы проектирования методов обучения для проведения занятий по предмету "Технология каменных работ" » Характеристика опыта проведения учебных занятий в учреждениях начального профессионального образования с использованием интерактивных методов

Страница 1

В последние годы появились труды, в которых разрабатываются подходы и методы, позволяющие выстраивать образовательный процесс на гуманистических основах. Так, настоящим открытием стала педагогическая технология, основанная на применении интерактивных методов обучения.

Понятие «интеракция» пришло к нам из английского, от слова «interact»: «inter» - «взаимный», «act» - действовать, и возникло впервые в социологии и социальной психологии. В настоящий момент в педагогической науке формируется и уточняется понятие «интерактивное обучение» - «обучение, которое построено на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» ; «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий» «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем».

Наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме онлайн и т.д. Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. Одно из назначений интерактивного обучения - изменять не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как часто интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности, применяемых в общественной и государственной практике демократического общества. Для этого на уроках организуется парная или, более продуктивная, групповая работа.

Конечно, многие могут вспомнить лабораторно-бригадную форму обучения, которая была разработана в начале двадцатого столетия и раскритикована еще в 30-х годах. Но современная групповая работа не только не похожа на старую форму, она во многом и диаметрально противоположна ей. Новый подход в организации работы групп просто не позволяет ни принимать участие всех ее членов в ходе обсуждения проблемы. Она строится таким образом, что учащиеся самостоятельно «добывают» новые знания и при этом практически все оказываются вовлеченными в процесс познания; целью обучения становится развитие способностей мышления, рефлексии и коммуникации; формирование целостной системы знаний, обще учебных и предметных умений и навыков; на первый план выдвигаются творческие и продуктивные задачи и задания; учебные цели и способы познания делаются достоянием учащихся; преобладает взаимоконтроль и самоконтроль; акцент делается на достижениях ученика, а не на том, чего он не знает и не умеет; контролю подвергаются ход деятельности учащихся, характер анализа.

При интерактивном обучении работа педагога в новых условиях тоже повышается, становится более эффективной и творческой. Он начинает выполнять функцию помощника в работе, одного из источников информации, что превращает его в квалифицированного советника. Центральное место в деятельности педагога занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга. Как отмечает Б.Ц. Бадмаев, «при применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение (не подражание, а именно заражение), и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную».

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Экспериментальная проверка предлагаемой методики в процессе педагогической практики
В ходе педагогической практики была сделана попытка проверить все вышесказанное на практике, а также убедиться в том, что названных пособий недостаточно, чтобы грамотно и четко овладеть физическими знаниями и научиться их применять при решении задач. Так как в задачнике, рекомендованном министерств ...

Существующая практика непрерывного обучения школьников
В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе. Главную причину видят в том, что его традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся. С этим трудно не согласиться. Решени ...

Методы активизации учебной деятельности учащихся
На протяжении трех столетий образовательным идеалом являлись слова Я.А. Коменского: «Учить всех и всему». Но реализовать данный подход становится возможным только при грамотном управлении процессом обучения и формировании таких навыков познавательной деятельности, которые позволяют учащемуся самост ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru