Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников

Образование и воспитание » Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников

Тема работы - «Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы». Я считаю, что вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.

Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».

Каждый учитель основной «школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы подросток в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.

В своем исследовании я попыталась раскрыть сущность работы со словарями на уроках русского языка, направленной на развитие речи учащихся, на обогащение их словарного запаса!

Проблема исследования состоит в обновлении приемов словарной работы традиционной парадигмы (технологии) обучения на уроках русского языка.

Цель: получить знания о сущности проблемы работы над словом с использованием словарей, о путях эффективного ее совершенствования и реализовать модель словарной работы на уроках русского языка в основной общеобразовательной школе.

Объектом исследования является процесс работы по развитию речи, по обогащению словарного запаса учащихся основной общеобразовательной школы.

Предмет исследования - методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка с целью развития речи, обогащения словарного запаса школьников.

В процессе исследования я выдвинула гипотезу: при условии систематического использования на уроках русского языка словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, повысить уровень их речевого развития.

Методы исследования (теоретические и эмпирические), которые были использованы при написании выпускной квалификационной работы:

изучение, анализ, обобщение опыта работы учителей;

классификация изученного материала, индукция и дедукция;

моделирование;

наблюдение за работой учащихся;

индивидуальные беседы с учащимися;

анкетирование, тестирование учащихся;

диагностирующие контрольные работы;

педагогический эксперимент.

Лингвистические понятия, являющиеся опорными при раскрытии проблемы выпускной квалификационной работы:

Словари – сборник слов (обычно в алфавитном порядке), с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.

Развитие речи – слово полисемантическое. 1. Это сам процесс обогащения речи школьников. 2. Раздел методики преподавания русского языка, в котором представлены методы и приемы работы над обогащением словарного запаса учащихся.

Словарный запас – это то количество слов, которым пользуется отдельный человек в жизни.

Средства обучения – это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогаю учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д.

Статьи по педагогике:

Полнота и глубина знаний
Как отмечает педагогика, молодому поколению должен быть передан весь объем имеющихся знаний, но, так как это невозможно, а в отношении каждого учащегося тем более, то школьной программой предусмотрен минимально необходимый объем знаний об изучаемых объектах. Этот объем и характеризует полноту знани ...

Применение методов Е.Б. Вахтангова в христианском театре
Методом настоящего христианского актерского мастерства протестантами и православными была провозглашена школа Евгения Вахтангова (1883-1922), педагога и режиссера, одного из учеников и помощников Константина Станиславского. Безусловно, в учении Вахтангова христиане находили и по-своему развивали те ...

Процесс обучения учащихся в учреждениях начального профессионального образования
Об обучении написано и сказано много: оно и «протекает», и «осуществляется», и «реализуется», оно и «передача» человеку определенных знаний, умений, навыков; оно и «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся», в ходе которого решаются задачи образования учеников, «целенаправленный пед ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru