Изучение и обобщение опыта работы лучших учителей русского языка по рассматриваемой проблеме

Образование и воспитание » Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников » Изучение и обобщение опыта работы лучших учителей русского языка по рассматриваемой проблеме

Страница 8

Ниже приведено несколько разновидностей упражнений, позволяющих повысить уровень культурного владения языком.

1. Прочитайте, поставьте ударение. Проверьте себя по словарю.

апокалипсис кладовая созвониться

балованный лопочущий таможня

ваяние молодежь углубить

гарантировать намерение феномен

дремота облегчить христианин

закупорить псевдоним эксперт

издавна разомкнутый диспансер

2. В чем разница между данными ниже словами? Составьте с каждым из них словосочетания или предложение.

Зубы – зубья образа – образы

корпуса – корпусы ордена – ордены

лагери – лагеря сыновья – сыны

листья – листы учители – учителя

мужья – мужи цветы – цвета

3. Как правильно: «у рыб нет зуб», «у рыбей нет зубей» или «у рыбов нет зубов»? После того как вы решите этот вопрос, приступайте к следующему заданию: образуйте форму родительного падежа существительных.

абрикосы вафли партизаны

апельсины гектары полотенца

басни зеркальца простыни

блюдца минеры рельсы

ботинки монголы румыны

будни носки сапоги

4. Паронимы – это разные по значению слова, близкие по произношению, или лексико-грамматической принадлежности, или по родству корней; сходность в звучании этих слов приводит к смешению их в речи.

Для того чтобы проверит, умеете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках. При затруднении используйте словари.

Концертный (абонемент, абонент).

(Безответная, безответственная) покорность.

(Вдох, вздох) сожаления.

(Длинные, длительные) наблюдения.

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.

(Невежа, невежда) в музыке.

(Памятный, памятливый) разговор.

(Экономика, экономия) времени.

5. Установите случаи ошибочного употребления иноязычных слов.

1) «А если, не случай, – чего боже сохрани! – кто и приедет, да если что тебя спросит или что-нибудь скажет, то немедленно отвечай саркастической улыбкой. Знаешь, что такое саркастическая улыбка?» – «Это остроумная, что ли, матушка?» (Достоевский)

2) – Мужу нравится только одна твоя материальная красота, а нам ты вся нравишься. За что тебя будет любить муж твой? За характер? За доброту? За эмблему чувств? (Чехов)

3) «Это кто ж там такой вышедший?» – «Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина. И оратор первейший». (Зощенко)

4) Он показывает мельчайшие, невидимые глазу анатомы, блоху величиною со слона и инфузорию… (Теффи)

6. Объясните значение следующих фразеологизмов (ниже даны слова для справок). При затруднениях используйте фразеологический словарь.

В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

Слова для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

Все эти упражнения пробудили интерес к учебной деятельности, активность ребят на уроках, приучали учащихся обращаться к различного рода словаря при затруднениях.

В настоящее время, помимо существующих, в свет выходят все новые и новые словари. Работа с ними облегчает во многом жизнь людей, так как в них собраны сотни тысяч слов, объяснены их лексические значения сферы употребления и т.д. По этой причине я предложила ребятам составить какой-либо несуществующий словарь. Для примера я показала им словарь, составленный мною, – «Словарь вежливых слов» (Приложение XIV). Данный вид работы предполагает долгий, упорный труд, потому что только в этом случае можно добиться желаемого результата. Для начала мы с ребятами выбрали названия для будущих словарей. Многие исходили из своих увлечений. Если ученик увлекаться рыбной ловлей, то он решил составить словарь, в который включит слова, имеющие отношение к этому роду занятия. Затем ребята внимательно отбирали необходимые слова, определяли их лексическое значение (при помощи толкового словаря), распределяли их в алфавитном порядке (это обязательное требование для словаря). И заключительный этап – оформление книги. Это фантазия ребят, но главное, обложка должна отражать название и содержание книги (или это иллюстрация на тему, или традиционное для словаря – фамилия и название). Этот вид занятия мы провели в виде небольшого соревнования. После завершения была организована выставка работ, где определили самые интересные, оригинальные. Ребята сами сделали вывод, что все словари заслуживают внимания, среди них нельзя выбрать лучшие и худшие (словари, составленные учащимися, представлены в приложении XIV).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по педагогике:

Качественная характеристика финского образования
Те факторы, которыми объясняются успехи финского школьного обучения, можно условно разделить на социокультурные (контекстные) и институциональные (структурные). К социокультурным относятся объяснения, апеллирующие к национальным традициям и социальным условиям функционирования финской системы образ ...

Общий обзор системы образования средневековья на территории нынешнего Узбекистана
Воспитание и школа в Средней Азии. С обретением статуса независимости Республики Узбекистан открылась историческая возможность, формируя свою государственность, обратиться к истокам нашей культуры, к огромному, требующему познания духовному наследию, воспринять и развивать все лучшее, что есть в на ...

Анализ технических возможностей и выявление отношения к использованию дистанционного обучения
На базе учреждения образования «Минский государственный высший радиотехнический колледж» с целью изучения подготовки преподавателей к работе по дистанционной форме обучения, а также выявления технических возможностей и отношения к использованию ДО в качестве формы обучения было проведено анкетирова ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru