История освоения и исследования Северного морского пути

Страница 1

Есть данные о том, что человек появился на Севере еще в глубине каменного века. Именно тогда было положено начало арктическому мореплаванию и, следовательно, арктической морской культуре. Впрочем, признаться, это «мореплавание» было ограничено пределами береговой полосы. Кожаная или деревянная лодка, гарпун и каменный топор – вот все, что имели первобытные люди, вступая в борьбу со льдами и океаном.

Но идея практического использования СМП (до начала 20 в. называвшегося Северо-Восточным морским проходом) была высказана русским дипломатом Д. Герасимовым в 1525. Освоение морского побережья и арктического мореплавание велись также сибирскими казаками и купцами, ходившими вдоль всего морского побережья Сибири на парусных морских судах (кочах). Плавание летом 1648 из устья Колымы к р. Анадырь якутского казака Семена Дежнева с товарищами доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей внёс М. В. Ломоносов, который высказал догадку о существовании генерального дрейфа льдов в Арктическом бассейне с востока на запад, разработал классификацию льдов (которая во многом сходна с современной), а также занимался проблемами, связанными с изучением Северного Ледовитого океана. Видное место в этом изучении заняли две Камчатские экспедиции под начальством В. Беринга, высокоширотная во главе с В. Чичаговым, Северо-восточная И. Биллингса – Г. Сарычева, Усть-Янская и Колымская под руководством П. Анжу и Ф. Врангеля, новоземельские Ф. Литке, П. Пахтусова и А. Циволько. Результаты их исследований предрешили вопрос о возможности судоходства по СМП.

С 1877 начались эпизодические Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской с.-х. продукции и минеральных богатств. До 1919 из 122 карских рейсов только 75 прошли успешно; ими перевезено всего 55 тыс. т различных грузов. Неудачи Карских экспедиций объясняются отсутствием в северных морях должного навигационного оборудования, портов, ледоколов, а также противодействием со стороны царского правительства и торгового капитала.

В 1878–79 шведская экспедиция Н.А. Э. Норденшельда на шхуне «Вега» совершила первое сквозное плавание по СМП с зимовкой у побережья Чукотского полуострова. Однако успех «Беги» не был поддержан и закреплен капиталистами Европы и царским правительством России, отказавшимися вкладывать крупные средства в освоение северного мореплавания. С 1911 из Владивостока на Колыму ежегодно совершались рейсы одного парохода. Колымские рейсы также не получили развития из-за необорудованности морского пути.

Среди научных экспедиций этого периода выделяются: русские – на первом линейном ледоколе «Ермак» под командованием С.О. Макарова, полярная на шхуне «Заря» Э.В. Толля, по СМП Г. Л. Брусилова на шхуне «Святая Анна» и В. А. Русанова на судне «Геркулес», полюсная экспедиция Г.Я. Седова на шхуне «Святой Фока», гидрографическая на ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач» под начальством Б.А. Вилькицкого, открывшая в 1913 Северную Землю и совершившая сквозное плавание с востока на запад с зимовкой в 1914–15; иностранные – американская Де-Лонга на шхуне «Жаннетта», норвежская в Арктический бассейн на судне «Фрам» во главе с Ф. Нансеном, норвежская на судне «Мод» во главе с Р. Амундсеном с запада на восток по всему СМП с зимовками у побережий Таймырского и Чукотского полуостровов.

С появлением парового флота, изобретением радио, постройкой ледоколов освоение СМП вступило в новую фазу, ознаменовавшуюся более высоким уровнем исследований.

После Октябрьской революции 1917 началось планомерное освоение СМП, ставшее неотложной народно-хозяйственной задачей. С 1921 успешно осуществляются Карские экспедиции, а с 1923 – Колымские рейсы, подготовившие почву для открытия мореплавания по всей трассе СМП. В 1932 экспедиция на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» во главе с О. Ю. Шмидтом впервые прошла из Архангельска до Берингова пролива без зимовки, доказав тем самым реальную возможность эксплуатации СМП. Плавание «Челюскина» (1933) и «Литке» (1934) ещё раз подтвердило готовность СМП к совершению по нему грузовых рейсов, которые начались с 1935.

В 1932 было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому поручалось проложить окончательно СМП от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути. В последующие годы Главсевморпути проводило работы по созданию специального ледокольного и транспортного флота, по гидрографическому и авиационному обеспечению арктических навигаций, геологическим, гидрологическим, метеорологическим и географическим исследованиям, созданию на Советском Севере очагов социалистической индустрии.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Широкомасштабные реформы в системе образования республики узбекистан в годы независимости
Широкомасштабные реформы в системе образования. С приобретением Республикой Узбекистан статуса независимости, все сферы нашей жизни стали претерпевать глубокие изменения. Эти изменения потребовали адекватной перестройки всей системы образования, изменение целей, задач, содержания деятельности образ ...

Особенности культурного поведения подростков с нарушением интеллекта
В данном параграфе необходимо обратиться к понятию «интеллект», к причинам, вызывающих умственную отсталость, к особенностям поведения подростков с нарушением интеллекта. Интеллект (от латинского слова intellektus – разумение, понимание, постижение). В психологической науке рассматривается как «отн ...

Отметка в учебной деятельности школьника
Отметки нужны учащимся в первую очередь для улучшения и упрочнения своего положения в классе, а лишь потом – как показатели знаний. Многие школьники учатся из-за строгости родителей, чувства обязанности и долга, необходимости быть образованным. Самое меньшее количество учащихся проявляют интерес к ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru