О воспитании и обучении в греческом обществе героического периода имеются довольно скудные сведения. Однако этого достаточно, чтобы составить о них некоторое представление.
Систематического обучения наукам и искусствам в те времена не знали. Для девочки мать и рабыни были единственными наставницами в тех навыках, которые от нее требовались: в изготовлении тканей и шитье платья, знакомстве с кухней и уходе за детьми. Взрослая девушка обучалась прядению и ткачеству для того, чтобы, выйдя замуж, она могла или сама, или с помощью рабынь одевать семью.
О взрослом мальчике заботился отец. Иногда он приставлял к сыну благовоспитанного юношу из знакомого бедного или разорившегося семейства, который в качестве компаньона словом и делом должен был служить примером для мальчика.
Впоследствии мальчик должен был учиться на примере других и на собственном житейском опыте. Это подтверждают слова Нестора: «Я раньше родился и (потому) знаю больше ». Попытки систематизировать образование заметны только в обучении пению и музыке (игре на форминге). Обучение врачебной науке предполагало знание целебных свойств некоторых трав, чему еще кентавр Хирон учил своего воспитанника Ахиллеса.
Из исторических времен до нас дошли более обширные сведения, позволяющие составить цельную картину воспитания в греческом обществе.
Детские игрушки (пегния) были довольно разнообразными. В дошедших до нас письменных источниках упоминаются следующие из них: хлопушка (платага), тележки (гамаксидес), домики и лодки из кожи. Существовали игрушки в виде зверей (черепахи, зайцы, утки, обезьянки с детенышами), куклы (кора) из воска, гипса или обожженной глины, и солдатики из того же материала. Все это постоянно было в продаже. Подростки забавлялись мячом (сфера), обручами (трохос), волчком (стромбос). качались на качелях (ас-тора). Часто они играли в царя, в чет и нечет, в жгут, в жмурки и горелки. В орлянку (стрентинда) играли, бросая монету вверх и приговаривая: «орел или решка?» Существовала игра в ямку (лунку, тропа), в которой требовалось попасть в специальную лунку бабками, желудями и т. п. Дети угадывали, сколько предметов (орехов или бобов) находится у другого в руке. Особенно любимой была игра в пять камешков (пенталита). Она состояла в том, что пять камешков клали на оборотную сторону руки, подбрасывали вверх и ловили. Кроме того, кормилицы и няньки забавляли детей, рассказывая им сказки и басни (граон), в том числе басни Эзопа и т. д.
До 6 лет мальчиков воспитывали дома вместе с девочками. Затем воспитание мальчика продолжалось вне дома — в школе и в палестре, куда его сопровождал дядька из рабов. В обязанности дядьки входило обучение мальчика нормам поведения, а именно тому, как он должен вести себя дома и за его пределами. Дядька оставался при мальчике до совершеннолетия последнего.
Школы в Греции были частными. Контроль государства за ними (исключая гимнастику) ограничивался только нравственной стороной. Выбор школ всецело принадлежал обществу, поэтому оно могло посылать детей к тем или иным учителям. Впрочем, школы не являлись постоянным учреждением, и обучение нередко происходило прямо на улице. О плате за учебу нет достоверных сведений, хотя до нас дошло немало сообщений о конфликтах, которые возникали при расплате родителей учеников с учителями. Занятия начинались рано утром. Существовали следующие предметы обучения: 1) чтение, письмо, основы счета (грамматика), 2) музыкэ (мусика), 3) гимнастика.
Чтению и письму обучали одновременно. Как только преодолевались первые трудности обучения, дети принимались за чтение произведений Гомера, который в древности считался неисчерпаемым источником всех познаний — и религиозных и светских. Затем ученики переходили к Гесиоду, Феогниду и изречениям Солона. Многое из трудов этих писателей сохранялось в памяти ребенка на всю жизнь.
Для письма использовали специальные дощечки (пинакес), сильно натертые воском. На них писали острым концом палочки (графион), сделанной из металла или слоновой кости. Другим, плоским концом палочки затирали то, что было неверно написано, и заново сглаживали воск на дощечке. Две такие дощечки, соединенные обычным способом, или при помощи складных деревянных досок, назывались диптихон. Если же их было более двух, то они назывались полиптихе дельте.
Статьи по педагогике:
Теоретические основы педагогического общения
Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют ...
Характеристика педагогической профессии
Учитель — творец, созидатель личности человека. Он формирует характер школьника, его мировоззрение. Учитель — это тот человек, который в значительной мере может определить судьбу своего воспитанника. Для профессиональной деятельности педагога важнейшим фактором является личность человека, его харак ...
«Специфика контроля на уроках Мировой художественной
культуры»
При рассмотрении данного вопроса, я постараюсь дать оценку целесообразности использования определённых форм контрольных мероприятий на уроках Мировой художественной культуры и определить, какая именно деятельность скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний, умений и навыков учащихся ...