Воспитание и обучение в Греции

Страница 4

В остальных греческих государствах (за исключением Спарты и частично Беотии), даже в мелких, тоже существовали школы со сходным курсом обучения. Однако афинские школы настолько превосходили все остальные, что родители из других греческих городов и областей нередко отправляли своих детей на воспитание в Афины. Начиная с IV века до н. э. и до поздних времен Империи пребывание в Афинах было почти необходимым условием для получения высшего философского и риторического образования.

С появлением софистов во времена Перикла, в Афинах произошли резкие политические и духовные перемены. Веяния времени отразились и на образовании. Это прежде всего сказалось на подрастающей молодежи, которая, получив традиционное афинское образование (а иногда и вовсе пренебрегая им ради охоты и верховой езды), отправлялась слушать уроки софистов.

Первоначально эти уроки охватывали грамматику (как орфоэпиа Протагора, окоматон диаресис Продика), риторику (Горгий) и включали в себя толкование поэтических произведений (критика). Своим скептическим отношением к предмету софисты заражали знатную афинскую молодежь. Вслед за софистами быстро распространились школы риторов и философов. По инициативе Платона в сферу философских наук вошли новые предметы, на которые раньше почти не обращали внимания, а именно: арифметика (логистика), геометрия и астрономия. Впоследствии к ним добавились география и этнография, вспомогательным средством для изучения которых служили карты. С развитием рисования и живописи на дощечках из самшита сформировался необходимый минимум всестороннего образования. У греков его переняли римляне, и этот минимум сохранялся в Европе вплоть до XVIII века.

В эпоху распространения эллинизма в гимнасиях помимо гимнастики обучали наукам. Об этом свидетельствуют интересные надписи из Пергама, Сеста, Кизика и др. В одной пергамской надписи упоминается гимнасий, которым руководили гамнасиарх, эфебарх и письмоводитель (грамматевс). Эти лица выбирались общиной и подчинялись общинному правлению. Кроме того, гимнасии имели фундуши. Прием в гимнасий происходил только в форме экзамена. Ученики пользовались относительной независимостью и некоторыми почетными правами. Они образовывали нечто вроде особых корпораций. В одной пергамской надписи перечислено 85 эфебов.

То же самое можно сказать и об эфесском гимнасии. В Сеете один покровитель молодежи основал 6 гимнасиев, ученики которых даже одеждой не отличались от афинских эфебов. Все они, подражая афинянам, носили хламиду и македонские шляпы, так называемые петасы.

Образование афинских девушек, как правило, ограничивалось умением читать и писать, но и этому они обучались лишь в том случае, если имели грамотных матерей. В благородных семействах девушки иногда получали высшее образование. Они учились музыке, пению и танцам, но лишь в той степени, насколько это было необходимо при исполнении религиозных обрядов во время празднеств. Все остальное воспитание девушки ограничивалось тесным домашним кругом и состояло в общении с матерью, служанками, родственниками и подругами. Строгие представления афинян о приличии и целомудрии не позволяли девушке посещать школу вне дома. Кроме того, рамки приличия требовали, чтобы девушка как можно меньше видела, как можно меньше слышала и еще меньше желала знать. К тому же аттические воззрения требовали от девушки того, чтобы Она, за исключением случаев крайней необходимости, не покидала женской половины дома.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по педагогике:

Определение сущности постановки целей и идеалов в образовании и воспитании
Процесс целеполагания в образовании и воспитании обусловлен целым рядом факторов. Чтобы выделить эти факторы, обратимся к анализу исторического опыта целеполагания в образовании и воспитании. В первобытном обществе, согласно И.П. Подласому, "воспитание было призвано обеспечивать существование ...

Организация практической деятельности учащихся в столярной мастерской
Занятия по трудовому обучению проводятся в учебных мастерских школы. Здесь для каждого из учащихся выделено постоянное рабочее место, т.е. закреплен определенный участок помещения с установленным на нем оборудованием: верстаком, столом и т.п. На рабочем месте должен всегда образцовый порядок, инстр ...

Результаты сформированности представлений о множестве у детей четвертого года жизни
Цель: Оценить и проанализировать результаты исследования. Задачи: 1. Выявить сформированность представлений о множестве у детей четвертого года жизни после проведения серии игр; 2. Проанализировать и оценить результаты контрольного эксперимента; 3. Сравнить и проанализировать результаты констатирую ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru