Воспитание и обучение в Греции

Страница 4

В остальных греческих государствах (за исключением Спарты и частично Беотии), даже в мелких, тоже существовали школы со сходным курсом обучения. Однако афинские школы настолько превосходили все остальные, что родители из других греческих городов и областей нередко отправляли своих детей на воспитание в Афины. Начиная с IV века до н. э. и до поздних времен Империи пребывание в Афинах было почти необходимым условием для получения высшего философского и риторического образования.

С появлением софистов во времена Перикла, в Афинах произошли резкие политические и духовные перемены. Веяния времени отразились и на образовании. Это прежде всего сказалось на подрастающей молодежи, которая, получив традиционное афинское образование (а иногда и вовсе пренебрегая им ради охоты и верховой езды), отправлялась слушать уроки софистов.

Первоначально эти уроки охватывали грамматику (как орфоэпиа Протагора, окоматон диаресис Продика), риторику (Горгий) и включали в себя толкование поэтических произведений (критика). Своим скептическим отношением к предмету софисты заражали знатную афинскую молодежь. Вслед за софистами быстро распространились школы риторов и философов. По инициативе Платона в сферу философских наук вошли новые предметы, на которые раньше почти не обращали внимания, а именно: арифметика (логистика), геометрия и астрономия. Впоследствии к ним добавились география и этнография, вспомогательным средством для изучения которых служили карты. С развитием рисования и живописи на дощечках из самшита сформировался необходимый минимум всестороннего образования. У греков его переняли римляне, и этот минимум сохранялся в Европе вплоть до XVIII века.

В эпоху распространения эллинизма в гимнасиях помимо гимнастики обучали наукам. Об этом свидетельствуют интересные надписи из Пергама, Сеста, Кизика и др. В одной пергамской надписи упоминается гимнасий, которым руководили гамнасиарх, эфебарх и письмоводитель (грамматевс). Эти лица выбирались общиной и подчинялись общинному правлению. Кроме того, гимнасии имели фундуши. Прием в гимнасий происходил только в форме экзамена. Ученики пользовались относительной независимостью и некоторыми почетными правами. Они образовывали нечто вроде особых корпораций. В одной пергамской надписи перечислено 85 эфебов.

То же самое можно сказать и об эфесском гимнасии. В Сеете один покровитель молодежи основал 6 гимнасиев, ученики которых даже одеждой не отличались от афинских эфебов. Все они, подражая афинянам, носили хламиду и македонские шляпы, так называемые петасы.

Образование афинских девушек, как правило, ограничивалось умением читать и писать, но и этому они обучались лишь в том случае, если имели грамотных матерей. В благородных семействах девушки иногда получали высшее образование. Они учились музыке, пению и танцам, но лишь в той степени, насколько это было необходимо при исполнении религиозных обрядов во время празднеств. Все остальное воспитание девушки ограничивалось тесным домашним кругом и состояло в общении с матерью, служанками, родственниками и подругами. Строгие представления афинян о приличии и целомудрии не позволяли девушке посещать школу вне дома. Кроме того, рамки приличия требовали, чтобы девушка как можно меньше видела, как можно меньше слышала и еще меньше желала знать. К тому же аттические воззрения требовали от девушки того, чтобы Она, за исключением случаев крайней необходимости, не покидала женской половины дома.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по педагогике:

Аппаратно-программный комплекс диагностики функционального состояния «Тетр» как возможная основа организации валеологического мониторинга в ярославских школах
Комплекс «Тетр», разрешающий задачи психофизиологической валеологической диагностики функционального состояния непосредственно в условиях школы, начал создаваться с 2001 года. В его основе два аппаратно-программных метода. 1. Компьютерная программа «теппинг-тест». Программа создана в 2002 году в об ...

Теории развития личности
Сложность понимания личностного становления человека породила многообразие подходов, объясняющих природу и пути формирования личности. Вспомним, какие факторы предопределяют развитие личности. Это прежде всего биологические факторы: наследственность, анатомо-физиологическая структура биологического ...

Система мероприятий для формирования волевых качеств учащихся
Итак, на основе теоретического исследования психологии детского характера и стиля педагогического общения, мы определили, что самым оптимальным стилем общения является демократический стиль и стиль, где общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Этот стиль характеризуется положит ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru