Процесс чтения в историческом аспекте

Страница 1

Историковедческой основой методики чтения были работы ведущих психологов, занимающихся проблемой развития навыка чтения: философские концепции: И. Канта, Н. Бердяева, философско-педагогические идеи Л.Толстого, В. Розонова, К.Д.Ушинского, И. Бунакова, В.А.Сухомлинского.

Знаменитый писатель и педагог Л. Н. Толстой несмотря на то, что сам в своей школе в Ясной Поляне долгое время учил детей читать с помощью буквослагательного метода, объективно признавал его трудным для детей[8]. Однако, с другой стороны, он считал, что звуковой метод в том виде, как он предлагался его соотечественниками, не совсем соответствовал фонетическим особенностям русского языка. Поэтому Л. Н. Толстой создал авторский "слогослуховой" метод, который по его замыслу должен был объединить все лучшее, что было в различных направлениях методики обучения грамоте того времени.

По мнению Л. Н. Толстого, сначала нужно было учить детей выделять звуки в словах, потом складывать звуки в слоги, а потом уже читать слова по слогам.

Великий педагог широко вводил добуквенные упражнения: учил детей раскладывать слова на звуки, тренировал слуховое восприятие и произношение. Для этих целей Л. Н. Толстой использовал русские скороговорки, считалочки, потешки. Одновременно с чтением обучали и письму, причем писать дети начинали печатными буквами, а не письменными, как было принято раньше. Уже с первых уроков дети писали слова под диктовку. Великий русский писатель Л.Н.Толстой был замечательным педагогом. Результат его многолетней педагогической практики - созданная им "Азбука" и свой метод обучения чтению. Не все современники оценили по достоинству учительскую деятельность писателя.

"Азбуку" мою, - писал он, - пожалуй, не смотрите. Вы не учили маленьких детей и ничего не поймёте в ней. Я же положил на неё труда и любви больше, чем на всё, что я делал, и знаю, что это одно дело моей жизни важное. Её оценят лет через 10 те дети, которые по ней выучатся".

Метод обучения чтению Л.Н. Толстого является классическим методом обучения чтению. По этому методу учились читать наши дедушки и бабушки. Со времён Л.Н.Толстого в классической методике обучения чтению практически ничего не изменилось. В отличие от множества новых методик, методика писателя прошла испытание временем.

Методика Л.Н.Толстого не способствует быстрому развитию техники чтения у ребёнка. Разница между буквами и звуками может вызвать трудности в чтении, поскольку ребёнок учит буквы и пытается складывать в слова именно их. Как герои рассказа Л.Н.Толстого "Филиппок". Звуковой облик слова меняется, что может повлиять на правильность письма ученика". Л. Н. Толстой хотел, чтобы процесс чтения не сводился к зазубриванию образа слов, а чтобы ребенок понимал то, что он читает. Поэтому в его "Азбуке" постепенно наращивается трудность слогов, слов, предложений и литературных текстов. А сами тексты написаны с учетом возраста и интересов детей. И это была настоящая революция, ведь раньше дети начинали чтение не со сказок, а с текстов из Библии, которые малышей ни простотой, ни занимательностью привлечь не могли.

Основные методики чтения были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение "как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни", и подчеркивал, что "недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Биография и принципы работы Е.Б. Вахтангова
Евгений Багратионович Вахтангов - (1 (13) февраля 1883, Владикавказ – 29 мая 1922, Москва) – советский актёр, режиссёр театра, основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года – Театром ...

Внеурочная деятельность младших школьников при организации ФГОС
Внеурочная деятельность учащихся- деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы ...

Особенности организации процесса обучения с позиций компетентностного подхода
В материалах модернизации образования провозглашается новый подход к процессу обучения в современной школе - компетентностный подход - как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Компетентностный подход представляет собой совокупность общих принципов определения ц ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru