Процесс чтения в историческом аспекте

Страница 4

Современные методы обучения чтению можно разбить на две группы – фонетические и лингвистические.

В фонетическом подходе есть два направления - метод систематической фонетики и метод внутренней фонетики. Они основаны на алфавитном принципе. Вначале ребёнок учится произношению букв и звуков (фонетике), а затем переходит к слогам и к целым словам.

Перед тем как читать целые слова, детей последовательно обучают звукам, соответствующим буквам, и тренируют на соединение этих звуков. Иногда программа включает в себя и фонетический анализ - умение манипулировать фонемами.

Метод внутренней фонетики уделяет основное внимание визуальному и смысловому чтению. То есть детей учат узнавать или идентифицировать слова не с помощью букв, а посредством рисунка или контекста. И уже потом, анализируя знакомые слова, изучаются звуки, обозначаемые буквами. В целом у этого метода эффективность ниже, чем у метода систематической фонетики. Это связано с некоторыми особенностями нашего мышления. Ученые выяснили, что способности к чтению напрямую связаны со знанием букв и звуков, способностью выделять фонемы в устной речи. Эти навыки при начальном обучении чтению оказываются очень важными.

Метод систематической фонетики. Перед тем, как читать целые слова, детей последовательно обучают звукам, соответствующим буквам, и тренируют на соединение этих звуков. Иногда программа включает в себя и фонетический анализ — умение манипулировать фонемами.

Изучение фонетики русского языка имеет более чем двухвековую историю и началось с трудов В. К. Тредиаковского(1703-1769) и М. В. Ломоносова(1711-1765) , рассматривавших особенности русской звуковой системы, соотношение между написанием и произношением, особенности живых фонетических чередований, правила слогоделения и т. д. Большое значение имели наблюдения Я. К. Грота и О. Н. Бётлингка, касающиеся влияния мягких согласных на соседние гласные. Тонкий и точный фонетический анализ дан в работах А. А. Потебни, А. И. Томсона, В. А. Богородицкого. Впервые в истории языкознания И. А. Бодуэн де Куртенэ пришёл к представлениям о лингвистической значимости звуковых единиц – фонем.

Современным представителем фонетического направления является М.А. Полякова. Особенность её методики в том, что сначала ребёнок знакомиться со звуками языка, а потом уже с буквами. При такой последовательности исчезает типичная трудность соединения слогов в слова.

В лингвистическом подходе существует метод целых слов, метод целого текста, складовой метод.

Лингвистика — это наука о природе и о строении языка. Часть её используется при обучении чтению. Этот метод предлагает начинать обучение на тех словах, которые часто используются, а также на тех, которые читаются так, как пишутся. Именно на примере последних ребёнок усваивает соответствия между буквами и звуками.

Метод целых слов. Детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребёнку показывают слово и произносят его. После того, как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются.

Методика обучения чтению Глена Домана, появившаяся в девяностые годы двадцатого века является примером метода целых слов. Методика Глена Домана построена на том, ребенку предоставляются не буквы или слоги, а целые слова, написанные на огромных картонных полосках красным цветом. Ребенок, по мнению Домана, увидев несколько раз слово, навсегда запомнит, как оно читается. А, увидев много слов, сам по себе выведет правила чтения и начнет читать незнакомые слова. Каждый день нужно писать несколько новых слов нужного размера, на карточке, строго установленной величины. Старые слова, которые ребенок уже видел, второй раз использовать не рекомендуется.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Дошкольная педагогика Германии
Отцом всей дошкольной педагогики я считаю Фридриха Фребеля. Закончив в 1801 Йенский университет, в возрасте девятнадцати лет он начал работать у И.Г. Песталоцци в Ивердонском институте. В 1837 году, умудренный опытом, он открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего в ...

Особенности психического развития детей 7 - 11 лет
Особенностями психофизического воспитания в этом возрасте являются: процессы возбуждения в центральной нервной системе преобладают, что объясняет непоседливость детей данного возрастного периода; процессы торможения отличаются слабостью - отсюда их излишняя торопливость; возбуждение и торможение ха ...

Воспитание и образование при Петре I
К началу XVIII века в экономической и культурной жизни России произошли серьезные изменения, но все-таки страна продолжала отставать в своем развитии от западноевропейских государств. Сохранение национальной независимости выдвигало необходимость проведения реформ в государстве. Развитие промышленно ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru