Процесс чтения в историческом аспекте

Страница 5

Большим минусом методики является то, что малышу сложно научиться читать по буквам, освоить хитрости звукобуквенного анализа тоже проблематично, а запомнить внешний вид всех слов русского языка просто невозможно.

К лингвистическим методам обучения чтению относится метод целого текста. Больше апеллирует к языковому опыту ребёнка. Например, даётся книга с увлекательным сюжетом. Ребёнок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов. Цель — сделать процесс чтения приятным. Если ребёнок читает слово неправильно, его не исправляют. Согласно этому методу, чтение, как и освоение разговорного языка — естественный процесс, и дети способны освоить все его тонкости самостоятельно.

Слоговой метод. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, КО-РО-ВА, КА-ПИ-ТА-Н, А-И-С-Т. Младенец начинает говорить МА-МА по складам, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественней научить его читать. Основоположником слогового принципа в обучении чтению стал Н. А. Зайцев, придумавший свои знаменитые кубики. Созданные им кубики для обучения чтению эффективны даже при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.

"Важными достоинствами учебных приёмов Н.А.Зайцева являются -формирование правильной осанки, высокий уровень двигательной активности, улучшение дикции, раскрепощение индивидуальных особенностей ребёнка, в противовес ещё одной беде традиционного образования, строго ориентированного на некоего безликого среднестатистического ученика".

По мнению Н.А.Зайцева нельзя ребёнка заставлять зубрить то, чего он не понимает. Задача учителя - сделать максимально понятным для ученика то, что он изучает. Педагог нашёл выход в самой природе ребёнка, в присущих ему формах и способах постижения мира. Начал обучение без каких-либо словесно-логических объяснений, включая ребёнка в деятельность, связанную с изучаемым объектом. Именно Н.А.Зайцеву удалось методически обеспечить достижение понимания как цели обучения. Обучение чтению и обучение речи по методике педагога идут параллельно, помогая одно другому.

Кубики Н.А. Зайцева - уникальное пособие для обучения чтению как детей, так и взрослых, приступающих к изучению русского языка. Дети четырёх- пяти лет начинают читать через несколько получасовых занятий, шести – семи лет - на втором - третьем, взрослые - на первом занятии. В основу методики положен не звуковой, не буквенный, не слоговой даже, а складовой принцип. Склады в таблицах и на кубиках благодаря систематизации, цвету, размеру, объёму и заполнению кубиков различным материалом легко различаются по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости, соотносятся по сходству, смежности и различию, что ведёт к их более быстрому и осознаваемому восприятию и запоминанию. Этому же помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий.

Метод М. Монтессори относится к группе лингвистических методов. Мария Монтессори давала детям буквы алфавита и учила узнавать их, писать и произносить. Позже, когда дети научались соединять звуки в слова, она предлагала соединять слова в предложения.

Особенностью этой методики является то, что дети сначала учатся писать, а потом уже читать. Причем, начинается обучение с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче. Мария Монтессори обосновывает это тем, что мелкая моторика рук развивает речь, нервные окончания пальцев, стимулируют речевые центры в коре головного мозга. Поэтому обучение чтению начинается с накопления сенсорного опыта. Дети лепят из пластилина прописные буквы, выкладывают из них слоги и слова, затем используют вырезанные прописные буквы из шершавой бумаги, карточки с наклеенными шероховатыми буквами, которые малыши обводят пальчиками, запоминая тем самым начертания букв. Учатся составлять слова из "подвижного алфавита". Гласные буквы вырезаны или слеплены из красного материала, согласные – из синего. В дальнейшем используются карточки со слогами. Играют дети и в игру "Угадай-ка", завязав глаза, дотрагиваясь до букв, угадывают их. Следующий этап - глядя на уже знакомые буквы, ребенок прописывает их на дощечке и уж потом воспроизводит на бумаге, вслух проговаривая то, что пишет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

История учебных пособий и учебников
Учебные пособия, то есть учебные тексты, используемые для целенаправленного обучения, существуют с незапамятных времён; их история насчитывает несколько тысячелетий. Например, в древнешумерской цивилизации роль учебников выполняли глиняные дощечки. В античном мире было создано большое количество уч ...

Из опыта работы интеграции детей с нарушенным слухом
В настоящее время одном из наиболее актуальных проблем развития коррекционной педагогики является расширение возможностей интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Это обусловлено, с одной стороны, демократизацией всех ст ...

Характеристика комплекса дидактических игр по развитию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Мы изучили много различных дидактических игр различной вариативности предлагаемых Бондаренко А.К., а также Швайко Г.С. опираясь на разработки этих авторов, мы создали комплексы дидактических игр из игр разных разделов развития речевой деятельности: - расширение ориентировки в окружающем и формирова ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru