На протяжении последних десятилетий специалистов волнует проблема физической подготовленности студентов. Несмотря на постоянное улучшение системы физического воспитания в вузах, она остается пока нерешенной. Одной из причин этого является бурный рост научно-технического прогресса, значительно снизивший двигательную активность людей.
Стремительный рост объема научной информации, включаемой в учебные предметы, увеличил перегрузку учащихся, что вызывает у них переутомление, снижает двигательную активность и приносит большой вред здоровью.
Нами обобщены материалы физической подготовленности студентов различных вузов Казахстана, страны. Выяснилось, что выпускники школ, поступающие в вузы, имеют недостаточную физическую подготовленность. Например, средние результаты юношей в беге на 100 м, начиная с 1960 г. по 1976 г., колеблются от 14,0 до 15 сек.
Особенно низкие показатели в этом виде у девушек, пробегающих дистанцию в среднем за 17,0-18,7 сек.
Большинство студентов имеют низкую подготовленность в таких прикладных упражнениях, как метание гранаты и подтягивание на перекладине. Юноши различных вузов страны метают гранату от 32 до 57 .м, результаты девушек еще хуже - 14-18 м. Некоторые авторы особо отмечают необходимость развития у студентов профессионально-прикладной физической подготовленности. Профессионально - прикладные навыки необходимы для будущих специалистов: географов, биологов, юристов и т. д. Приобретение профессионально-прикладных навыков (умение грести, подтягиваться, плавать, ориентироваться на местности, преодолевать труднопроходимые места) становится одним из первостепенных факторов в успешной профессиональной деятельности молодых специалистов и обеспечивается при достаточном уровне их физической подготовленности.
Многолетний опыт приема контрольных упражнений для оценки физической подготовленности поступающих в Казахский государственный университет и другие вузы г. Алма-Аты показал, что большинство юношей и девушек особенно не подготовлены к бегу на выносливость.
Юноши-первокурсники выполняют предусмотренные учебной программой нормативы в беге на 100 м для оценки физической подготовленности основной медицинской группы на удовлетворительно, в прыжках в длину с места и в подтягивании на перекладине близки средние показатели к этой оценке. Показатели девушек во всех контрольных испытаниях значительно ниже удовлетворительных оценок требований учебной программы и крайне далеки от норм комплекса ГТО.
Одним из главных критериев оценки физического воспитания в вузе является динамика уровня физической подготовленности студентов, проследить за которой можно посредством приема одних и тех же контрольных нормативов, характеризующих основные физические качества человека.
С помощью педагогических наблюдений можно проследить не только за динамикой физической подготовленности, но и выявить влияние на нее различных двигательных режимов, возможных в условиях вуза.
Динамика уровня физической подготовленности студентов в процессе физического воспитания на 1-2 курсах положительна - хотя ее показатели, особенно у девушек, уступает нормативам комплекса ГТО. После четырех лет обучения из-за отсутствия уроков физического воспитания физическая готовность студентов снижается до уровня поступающих на первый курс. Студенты же, - занимающиеся спортом, к выпускному курсу имеют достаточную физическую подготовленность.
Статьи по педагогике:
Средства диагностики эффективности применения методик преподавания
географии
Чтобы учитель мог понять, насколько эффективна его работа, необходимо использовать средства диагностики и контроля. В качестве таковых используются: опросы; блиц-опросы; тесты; письменные контрольные работы; географические кроссворды; работа с картой. Наиболее распространен метод тестирования. Тест ...
Содержание понятия «музыкальные способности»
В современной парадигме системы непрерывного образования важная роль отводится дошкольному образованию как начальному этапу формирования общечеловеческих ценностей, развитию внутреннего мира ребенка, его духовности способностей. Ведущим мотивом обновления педагогического процесса в дошкольном учреж ...
Методы педагогического исследования
Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений. Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвиже ...