Средства диагностики эффективности применения методик преподавания географии

Образование и воспитание » Значение Северного морского пути в исследовании и освоении Арктики » Средства диагностики эффективности применения методик преподавания географии

Страница 1

Чтобы учитель мог понять, насколько эффективна его работа, необходимо использовать средства диагностики и контроля. В качестве таковых используются:

опросы;

блиц-опросы;

тесты;

письменные контрольные работы;

географические кроссворды;

работа с картой.

Наиболее распространен метод тестирования. Тест – это совокупность заданий, ориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения. Главные достоинства классических тестов это четкая стандартизация, возможность количественных оценок, массовая проверка на статистическом материале, следствием которых является объективность и надежность выводов.

Правильно составленный тест должен быть:

Относительно краткосрочным, т.е. не требовать больших затрат времени на ответы на пункты теста.

Однозначным, т.е. не допускать произвольного толкования тестовых заданий.

Правильным, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов.

Относительно кратким (требующим сжатых ответов).

Стандартным, т.е. пригодным для широкого практического использования измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.

Информационным, т.е. таким, который обеспечивает возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста со стандартной шкалой измерений.

Удобным, т.е. пригодным для быстрой математической обработки результатов тестирования.

Апробация методики преподавания географии Э.В. Ким, Г.Я. Лисенковой по теме «Арктический регион России. Значение Северного Морского пути для Арктики России»

Описание экспериментальной группы

Апробация методики проходила на базе среднего общеобразовательного учреждения №74, г. Красноярск. В эксперименте принимало участие 25 человек – учащиеся 9 «В» класса в возрасте 14-15 лет.

Рис. 1. Дифференциация экспериментальной группы по половому признаку

Цели, задачи, ресурсы урока

Тема урока: «Арктический регион России. Значение Северного Морского пути для Арктики России»

Цель урока:

Сформировать представление о географо-экономических особенностях арктического региона России

Учащиеся должны уметь по итогам занятия:

знать определение понятий: «Арктика», «Северный морской путь», «Арктические моря», «Арктический шельф»;

показывать моря Северного Ледовитого океана, порты, обслуживающие Северный морской путь;

называть отличительные особенности природы морей Северного Ледовитого океана;

объяснять значение Северного морского пути;

знать историю освоения Северного морского пути.

Ресурсы занятия:

опорные знания: география Северного Ледовитого океана; хозяйственное значение Северного Ледовитого океана для России; география Сибирского региона; умение работать с картой и атласом.

карта Арктического региона;

карта Северного морского пути;

статистика, материалы из периодики, определяющие основные характеристики СМП.

Описание хода занятия

Перед проведением занятия была проведена работа по созданию раздаточного материала по теме, созданию подробных карт Арктического региона и Северного морского пути.

Для наглядности представим ход занятия в виде таблицы.

Описание занятия по теме «Арктический регион России. Значение Северного Морского пути для Арктики России»

Этап занятия

Длительность этапа

Характеристика этапа

Ход этапа

1

Введение к занятию

2-5 мин.

На данном этапе цель учителя – настроить ученика на работу, активизировать его мыслительные способности, заинтересовать ученика. Повышение мотивации происходит за счет включения нестандартного задания в самом начале занятия, реплики и пр. Требуется заострить внимание на ответе на этот вопрос, конкретизировать его до точного названия темы. При отсутствии верных ответов, вводятся дополнительные пояснения к вопросу, упрощения первичного задания

- поприветствовать учеников;

- просьба кратко напомнить о том, что было пройдено на предыдущем занятии;

- активизация внимания: «Сможете ли вы назвать мне место, в котором транспорт ходит исправно, несмотря на лютые морозы и на отсутствие земли под ногами; место, в котором есть острова, чьи названия схожи с названием города Новосибирска; место в котором встречаются сразу семь морей; место которое принадлежит всему материку Евразия, но находится только на территории России?»

- возможные ответы: Арктика, Север России, Северный Ледовитый океан и др. Необходимо их объединить под название темы урока

2

Подготовка к раскрытию нового материала

5-8 минут

На данном этапе вспоминаются необходимые для раскрытия нового материала знания

- учитель просит показать на карте, где находится Северный Ледовитый океан, северная граница России, моря ее омывающие, Арктический регион и страны, границы которых проходят в этом регионе;

- параллельно учитель просит вспомнить особенности территории, которая показывается на карте;

- полученные ответы должны затрагивать: экстремальные условия климата региона, связь океана и рек, которые в него впадают, Россия занимает наибольшую часть в Арктическом регионе;

- если не все темы затронуты ответами учеников, учителем задаются наводящие вопросы

3

Введение нового материала

8-12 минут

Введение новых понятий, на основе существующей базы знаний, с помощью дополнительных сопроводительных приемов. Новые понятия: СМП, Арктика России, Арктический шельф

- учитель просит вспомнить информацию о северных территориях России, полученную на уроках истории, литературы, из самостоятельной работы;

- в продолжение предыдущего пункта учитель начинает рассказывать историю освоения Арктики, в частности СМП.;

- при появлении новых понятий учитель просит пояснить их ученикам самостоятельно, затем дополняет появившиеся высказывания научными определениями понятий;

- учитель показывает на карте СМП, крупные порты, восточную и западную части СМП

4

Освоение нового материала

12-15 минут

В дальнейшем происходит «овладение» понятиями, рассмотрение их функционала на примере материала, непосредственно касающегося тематики СМП

- учитель просит разделиться учащихся на группы по 4-5 человек в произвольном порядке;

- каждой группе раздается заранее приготовленный материал, в котором с различных точек зрения собраны характеристики СМП: географические, экономические, политические. Задача групп прочитать материал и выделить в нем главное. Затем каждая группа представляет свои основные черты, используя для доказательства карты и материалы, которые им выдали;

- учитель фиксирует на доске высказывания учеников и просит сформулировать итог занятия – ответить на вопрос: «В чем ценность СМП для Арктики России и для страны в целом»;

- в раздаточном материале (см. Приложение) представлены: статистические данные о залежах полезных ископаемых в Арктическом шельфе, о длине маршрута СМП в сравнении с другими маршрутами, оценки экспертов. Все это позволит сформировать четкое представление о том, что такое «Северный морской путь» и каков высокий уровень его значимости для России

5

Окончание занятия

5 минут

Подведение итогов, задание на дом

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Формирование эстетических принципов в театре Вахтангова
Режиссерская манера Вахтангова претерпела значительную эволюцию за 10 лет его активной творческой деятельности. От предельного психологического натурализма первых постановок он пришел к романтической символике «Росмерсхольма». А далее — к преодолению «интимно-психологического театра», к экспрессион ...

Функции контроля знаний и умений учащихся
Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта. Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая1. Контрол ...

Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для формирования речи и всех ее компонентов. Устная речь предполагает наличие голоса, и уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Крик является пе ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru