Методические основы проверки знаний учащихся

Страница 1

В этом пункте мы ответим на вопрос: какие функции несет в процессе обучения проверка знаний учащихся как закономерная часть этого процесса?

Как необходимая часть процесса обучения, проверка знаний учащихся выполняет в этом процессе свои особые, специфические, только ей присущие функции и общие функции, присущие ей и другим частям процесса обучения. Определяющее значение, конечно, имеют специфические функции.

По мнению Е.И. Перовского, специфических функций проверки знаний учащихся, присущих только ей, имеется две:

выявление состояния знаний учащихся, предусмотренных программами и требуемых данным моментом обучения, и тем самым ориентирование учащихся в результатах их учебного труда;

воспитание у учащихся чувства ответственности за свой учебный труд, воспитание у них дисциплины труда, привычки добросовестно относиться к выполнению учебных заданий. В частности, влияние этой дисциплинирующей функции проверки проявляется в том, что ученики побуждаются более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении домашних учебных заданий и таким образом воспитывают у себя привычку к самоконтролю над своими действиями, над своей работой. Проверка есть стимул и условие воспитания привычки к самопроверке.

В связи с решением своих особых задач проверка знаний учащихся существенно помогает разрешить и многие общие задачи обучения и воспитания.

Выделим соответствующие функции проверки знаний:

-контролирующая функция:

выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, а также изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности; при помощи контроля на первом этапе определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, а далее изучается объем и глубина их усвоения, сравниваются планируемые и действительные результаты обучения, а также учителем устанавливаются наиболее эффективные в данном классе и для каждого ребенка формы обучения, методы и средства обучения;

-обучающая функция

заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся не только воспроизводят ранее изученное, но повторяют и закрепляют его. Кроме того, они применяют на практике в незнакомой ситуации новый материал, мобилизуют определенные способы решения задач, приемы учебно-познавательной деятельности. Проверка помогает учащимся выделить главное в изучаемом материале, способствует обобщению и систематизации знаний;

-диагностическая функция,

сущность которой – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом и о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее эффективную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения;

-прогностическая функция

служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующего учебного материала (раздела, темы). Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса;

-развивающая функция

состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих сил и способностей. А также способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения, воли и мышления, проявлению таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности;

-ориентирующая функция,

сущность которой - в получении информации о степени достижения цели обучения классом и каждым отдельным учеником, о том, насколько и как глубоко изучен и усвоен материал; проверка помогает каждому ребенку самому оценить свои знания и возможности, а учителя ориентирует в его недочетах и достижениях его преподавания;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Функциональная организация мозга леворуких детей
Мы привыкли говорить о мозге как едином органе, но на самом деле единство мозга складывается из деятельности двух полушарий – правого и левого, тесно связанных друг с другом сложнейшей системой нервных волокон, которые называются мозолистым телом. Каждое полушарие, несмотря на почти одинаковое (зер ...

Дошкольная педагогика Франции
Основоположником дошкольной педагогики Франции является Полина Кергомар (1838-1925), видный деятель народного образования, главный инспектор приютов, создатель педагогики материнских школ, автор программы воспитания в дошкольных учреждениях. Впитав лучшие традиции французской педагогики, она создал ...

Понятие просодической стороны речи
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru