Воспитание и школа в Средней Азии. С обретением статуса независимости Республики Узбекистан открылась историческая возможность, формируя свою государственность, обратиться к истокам нашей культуры, к огромному, требующему познания духовному наследию, воспринять и развивать все лучшее, что есть в нашем богатейшем историческом прошлом. Углубленное и всестороннее изучение достижений восточной цивилизации, культурного и духовного богатства предшествующих поколений открывает нам возможность лучше познать культуру, образ жизни, обычаи и традиции узбекского народа. В этой связи Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов в своей книге «Узбекистан по пути углубления экономических реформ» пишет: «Мы обязаны возвратить в сокровищницу национальной духовности все имена и труды наших великих предков-мыслителей, ученых, творцов прекрасного. Освободив духовность от идеологических догм, мы открыли широкую дорогу для возрождения национального самосознания, формирования и развития свободной мысли, национальной идеологии… Мы и впредь будем проявлять максимальную заботу о возрождении, сохранении, укреплении и развитии духовно-нравственных и культурных достижений нации, что будет служить гарантией многообразия культурной самобытности народа Узбекистана, гарантией демократических преобразований».
В этой связи, изучение вопросов развития педагогической мысли на территории нынешнего Узбекистана, играет немаловажное значение в воспитании подрастающего поколения, ибо «мы обязаны помочь, создать условия, чтобы наши юноши и девушки смогли овладеть всей суммой знаний, необходимых образованному человеку, впитать в себя культурные, нарвственные, этические и духовные ценности, которые позволят им быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям, быть активными участниками построения своего обновленного государства, процесса реформирования».
В VI – начале VIII вв. н.э. на территории нынешнего Узбекистана началось распространение ислама, отразившееся на общественно–политической и культурной жизни данного региона.
Как пишет историк М. Исхакова: «Преследуя культуру и обычаи местных народов, арабы на захваченных территориях огнём и мечом насаждали выгодные для себя порядки. Они принесли сюда новую религию – Ислам. Распространение ислама и арабского языка шло насильственным путем, в огне арабского нашествия погибла большая часть сокровищ культуры, созданных народами Хорезма и Мавераннахра, были разрушены великолепные храмы и многие города Средней Азии, сожжены книги, была уничтожена вся согдийская письменность. Широкое распространение получили антиарабское и антиисламское движения, народные восстания в завоёванных странах, в особенностьи в Средней Азии. Идеология этих движений оказала существенное влияние на развитие свободомыслия. Однако, ущерб, нанесённый арабами, не привел к полной гибели цивилизации народов Средней Азии. Постепенно восстанавливались сельское хозяйство, торговля и ремесло. Уже в IX веке начался расцвет культурной жизни Средней Азии. В период правления Саманидов наблюдался большой подъем культурной жизни в Хорасане, Мавераннахре».
В связи с исламизацией центральноазиатского региона происходит переосмысление античного и раннесредневекового наследия. В этот период формируется новая этика, основанная на принципах мусульманской религии и в тоже время синтезирующая традиции различных народов, вошедших в состав Арабского халифата.
Насильственная исламизация в период арабского завоевания способствовала внедрению арабского языка, который стал применяться не только в мусульманской богословии, в официальном чиновничьем мире, но и среде местной аристократии. На арабском языке писалась вся богословская и юридическая литература (фикх), все официальные бумаги.
Статьи по педагогике:
Сущность и основные принципы
управления педагогическими системами
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необхо ...
Особенности развития структуры математических способностей учащихся
среднего школьного возраста
Рассмотрев некоторые психологические особенности учащихся 5 класса, перейдем к проблеме психологии способностей, то есть выясним степень развития математических способностей учащихся среднего школьного возраста. Прежде всего, необходимо определить само понятие «математические способности». Для этог ...
Предпосылки развития девиации и анализ их типов в подростковом возрасте
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрел ...