Общий обзор системы образования средневековья на территории нынешнего Узбекистана

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Общий обзор системы образования средневековья на территории нынешнего Узбекистана

Страница 2

В VII–XII веке в обстановке острой социальной борьбы складывалась система мусульманских школ. Наиболее распространенными были мактабы, медресе и другие учебные заведения.

В IХ-ХV вв. Средняя Азия стала одним из важнейших центров научной мысли Востока. В Мерве, Бухаре, Ургенче, Самарканде, Ходженте и др. городах возникли «Дома мудрости», астрономические обсерватории и библиотеки. В ХI в. в Ургенче образовалась своего рода «академия», где проходили собрания учёных, диспуты, обсуждались вопросы философии, математики, врачебной науки и т.д. Труды Абу Насра Фароби, Абу Али ибн Сины, Абу Райхона Беруни, Мухаммада Хорезми, Ахмада Фергани, Махмуда Кашгари, Насриддина Туси, Казызаде Руми, Джамшида Каши, Улугбека, Али Кушчи и др. предвосхитили результаты исследований, осуществлявшихся в др. странах в более поздние века.

Систему начального образования в VII – ХII вв. в основном составляли мактабы.

Мактаб – это тип начальной школы в Средней Азии. Слово «мактаб» арабского происхождения, в переводе означает «место письма». В связи с распространением Корана по первоначальному замыслу создавались при мечетях с целью подготовки переписчиков Корана на арабском языке. Позже мактаб стал считаться синонимом начальной школы. Параллельно со школами письма, которые открывали частные учителя, возникали школы при мечетях для обучения мальчиков чтению Корана. Уже к началу XIII века при каждой мечети имам обязан был обучать всех мальчиков чтению Корана, и даже существовали специальные учителя, которые за этим следили. Учение начиналось с заучивания арабских букв, которые писались на деревянных или жестяных дощечках. Писать арабские буквы было сложно, и в основном их произносили на слух. Мактабы содержались на средства мечети, а также на дары и пожертвовании родителей учащихся. Каждый домулла (учитель) обучал детей по своей методике. Поэтому программа обучения детей в мактабах была различная. Возраст детей, поступающих в мактабы, не был строго определен. Сроки обучения и время приема детей также не устанавливались. Некоторые мактабы по соглашению с родителями прекращали занятия в жаркое время на 2–3 месяца.

Начало учебного дня и его окончание также не регламентировалось, однако придерживались древного правила: заниматься с детьми «от зари до зари». Ученики группировались в зависимости от изучаемых предметов: «тахтахоны» (изучающий алфавит, записанный домуллой на особую дощечку «тахту»), «абджадханы» (чтецы «Абджада»), «хафтиякханы» (чтецы «Хафтияка»), «коранханы» (чтецы «Корана») и т.д. Детей не переводили из класса в класс, а обучали поэтапно в зависимости от пройденного материала. Ученики, которые хорошо усваивали учебный материал, получали устное одобрение учителей. В мактабах изучались Арифметика, Богословие, Логика, Риторика и др. предметы. В некоторых мактабах детей обучали письму. Обучение чтению проводилось букво – слагательным методом, при котором за основу брали название буквы, обозначающий этот звук.

Во многих мактабах использовали как учебную литературу, так и произведения Ахмада Яссави, Ахмада Югнаки, Юсуфа Хос Ходжиба Баласагуни и др. Это был более дизантически обработанный материал, доступный для воспитания.

После окончания мактабов, учащиеся имели возможность поступать в медресе.

Медресе – среднее и высшее учебное заведение в Средней Азии. Медресе в Средней Азии возникали на средства религиозных сект и не имели центральной системы. У мечети были вакуфы (имущество) доход от которых шел на содержание медресе. В медресе были более совершенные методы обучения. Это, прежде всего – самостоятельная работа для обучающихся. Главными учебными предметами являлись: богословие, правоведение (калам), филология, логика (Мантик), математика, геометрия (Хандаса), астрономия, риторика, «искусство ведения спора» и др.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Состояние функциональной валеологической диагностики в школах, возможные пути решения проблемы
Школа – наиболее значимый общественный институт, максимально приближенный к молодежи. Но она решает образовательные задачи почти без учета проблем со здоровьем учеников. У нее нет, прежде всего, диагностических возможностей для его первичной диагностики. Хотя необходимо следить за динамикой показат ...

Функции досуга детей
Характерологические особенности детского досуга являются осново-полагающими для определения его функций. Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окру ...

Психолого-педагогические особенности учащихся гуманитарных классов
Исходя из анализа наблюдений, анкетирования, опыта преподавания в профильных классах, исследователи выделяют следующие психолого-педагогические особенности учащихся гуманитарных классов: 1. У учащихся гуманитарных классов преобладает наглядно-образное мышление, а математических - абстрактно-логичес ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru