Общий обзор системы образования средневековья на территории нынешнего Узбекистана

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Общий обзор системы образования средневековья на территории нынешнего Узбекистана

Страница 3

Медресе было учебным заведением с общежитием и помещалось в специальном здании.

Типичная постройка медресе представляло собой каре из худжр (келий). При медресе имелась мечеть, чтобы учащиеся могли аккуратно исполнять все намазы (молитвы). Учеба в медресе, могла открыть дорогу для получения доли вакуфного дохода. В содержании обучения в медресе центральное место занимало богословие, т.е. изучение текста Корана, толкований на него и толкований на толкования.

На базе Корана развивалось мусульманское правоведение, которым руководствовались кази (судьи). Поэтому в курсе медресе ведущее место занимали юридические науки и религиозно – мусульманский юридический учебник «Хидоя», где освещены разные правовые вопросы.

В связи с подготовкой проповедников в медресе проходилась также формальная логика. Знакомство с геометрией имело практическое значение. В целях подготовки проповедников и юристов учащихся медресе приучали к диспутам.

Основными культурными центрами Средней Азии в IX–XII веке были Самарканд, Бухара и особенно Ургенч, куда стекались крупнейшие представители учебного мира того времени.

В IX–XII вв. формируются основные культурно-просвещенческие центры, которые вступают на путь новаторства и достижений. В системе сменяющих друг-друга султанатов Саманидов, Газневидов, Караханидов, Хорезм-шахов творческие достижения лежат в русле наук, городской культуры и развивающегося средневекового ремесла.

Наряду с усилением влияния ислама возрастала потребность в развитии светских знаний и естественных наук, приведя в результате к синтезу культур различных народов халифата – арабских, персидских, среднеазиатских, индийских и др., широко распространившихся на Ближнем Востоке греческой культуры. Развивавшаяся на протяжении нескольких веков эллинизированная культура на территории нынешнего Узбекистана пережила свои взлеты и падения. Традиция, когда-то разрушившая себя, созидает себя вновь, уже в новых условиях и в новом качестве.

Расцвет торговли, ремесленного производства способствовал развитию математики, медицины, астрономии, химии, философии, лингвистики, литературы.

Развитие естественнонаучных знаний в IX–X вв. привело к появлению особых тенденций во взглядах на природу, бытие, разум человеческого существования. Родоначальниками естественнонаучной мысли в Средней Азии были Мухаммад ибн Мусса Хорезми, Ахмад ибн Мухаммад ибн Каср Фергани, Абу Али ибн Сина, Абу Райхон Беруни и мн. др. ученые.

Широкое распространение в этот период получило философское наследие мыслителей древней Греции – Платона, Сократа, Эпикура и особенно Аристотеля, учение которого сыграло решающую роль в развитии восточного перипатетизма, представляющего ведущую прогрессивню школу философов средневекового Востока, в том числе Средней Азии.

В IX–XII вв в экономической и культурной жизни общества значительно возросла роль Хорезма, соединившего торговые пути Хорасана с Россией.

Наиболее оживленным в культурном отношении городом при саманидах была Бухара. Сам Абу Али ибн Сино именно здесь, в одной из книжных лавок, нашел нужное ему сочинение Фароби, которое помогло ему получить ясное представление об учение Аристотеля.

Славилась саманидская Бухара и своей библиотекой, находившейся в эмирском дворце. Ибн Сино имел возможность работать в этой библиотеке, получив на то разрешения от эмира Нуха ибн Мансура (976 – 997 гг.). В своей автобиографии Ибн Сино дает ее краткое описание. Библиотека занимала ряд комнат. В каждой комнате хранились рукописные книги по какой-нибудь специальной отрасли: в одной комнате – по мусульманскому праву, в другой – произведения поэтов и т.д. Хранились рукописные книги в сундуках. Бухарская библиотека имела в то время в Передней Азии только одну соперницу – библиотеку во дворце буидского правителя Адуд ад-Даула (949–983 гг.) в Ширазе, описанную арабским географом Макдиси.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Подбор методов обучения для проведения занятий по предмету «Технология каменных работ» на примере темы «Кладка конструкций стен»
Одним из важнейших условий, обеспечивающих профессиональную подготовку специалистов дисциплины профессионального цикла «Технология каменных работ» является отбор и структурирование содержания, которое должно способствовать достижению заданного уровня сформированности профессиональной культуры на ка ...

Проверка эффективности экспериментальной работы по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр
Для того, чтобы проверить эффективность нашей экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей среднего дошкольного возраста экспериментальной группы. Задача контрольного эксперимента: - выявить динамику сформированности уровня музыкальных способностей у детей среднего дошкол ...

Категориальный анализ понятий «развитие», «мелкая моторика», графический навык», «речь»
Рассматривая вопрос о развитии мелкой моторики детей старшего возраста необходимо дать пояснения некоторым понятиям. Поясним понятие «развитие». Данное слово встречается во многих научных исследованиях. Им пользуются и психологи, когда говорят о становлении психических процессах, о формировании как ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru