Способы активизации познавательной деятельности учащихся на лекции

Образование и воспитание » Способы активизации познавательной деятельности учащихся на лекции

Страница 1

В активизации познавательной деятельности студентов большую роль играет умение преподавателя побуждать их к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главного. Если преподаватель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, то есть составить план изучаемого материала, то это задание заставляет студентов глубже вникать в сущность новой темы, мысленно разделять материал на важнейшие логические части.

Хороший эффект в активизации познавательной деятельности при устном изложении дает прием, связанный с побуждением учащихся делать сравнения, сопоставлять новые факты, приемы и положения с тем, что ранее изучено. Прием сравнения требует от студентов умение осмысливать внутренние связи в учебном материале, обращать внимание на причины, вызывающие то или иное явление.

Для понимания возможностей активизации познавательной деятельности студентов на лекции необходимо рассмотреть, что такое лекция и психологические особенности данной формы занятий.

Лекция - это развернутое теоретическое рассуждение, сочетающее в себе элементы рассказа и объяснения.

Осуществление психологического анализа лекции предполагает учет следующих аспектов, выражающих субъектную сторону данного вида деятельности:

1) анализ лекции как вида деятельности преподавателя (здесь рассматриваются содержание и структура преподавательской деятельности, ее цели, мотивы, применяемые способы и приемы управления познавательной активностью обучаемых);

2) анализ лекции как вида учебной деятельности студентов (особенности функционирования психических процессов, преобладающие психические состояния, их динамика в процессе занятий);

3) анализ лекции, как совместной деятельности преподавателя и студентов (согласованность, мотивированность и целенаправленность, взаимопонимание).

Современные требования к лекции предполагают, что она должна носить проблемный характер, отражать актуальные вопросы теории и практики, способствовать углубленной самостоятельной работе.

Цели лекции - это предполагаемые результаты, то есть того, чего хочет достигнуть преподаватель: чему научить, какие качества воспитать, какие проблемы поставить перед студентами для их самостоятельного осмысления.

Мотивация - это внутренняя движущая сила действий и поступков личности. Педагоги стремятся возбуждать ее и управлять ею, учитывать ее в построении учебного процесса.

Способы подготовки и чтения лекции определяются в зависимости от слушателей, предполагаемого содержания и прогнозируемых результатов. Поэтому в одном случае преподаватель может выбрать способ глубокого теоретического анализа проблемы, в другом ведущую роль отвести демонстрации ярких, запоминающихся фактов.

Особое значение для активизации познавательной деятельности студентов имеет проблемное изложение, когда лектор не делает готовых, однозначных выводов, а рассуждает, высказывает научные предположения и тем самым подводит их к самостоятельной формулировке выводов.

Подготовка и особенно чтение лекции - достаточно сложная деятельность, требующая от преподавателя всесторонней подготовки, большого напряжения его сил и мастерства. Кроме того, требуется учитывать динамику учебной работоспособности и закономерности познавательной деятельности студентов.

Например, если в начале лекции преподавателю необходимо привлечь внимание учащихся, то затем по мере изложения материала нужно его усиливать.

Преподавателю не следует переполнять лекцию эмоциями. Деятельность преподавателя во время чтения лекции будет наиболее оптимальной тогда, когда он будет учитывать психологические особенности аудитории, закономерности функционирования познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), эмоциональных и волевых процессов обучаемых.

Для того чтобы активизировать внимание аудитории, достаточно усилить речь или изменить тон. Но после восстановления внимания - возвратиться к нормальному тону. Также используется и обратный прием - понижение голоса до шепота. Восстановить внимание можно изменением темпа речи, особенно его замедлением, а также увеличением значительности слов и фраз путем расстановки акцентов .

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Использование компьютерных моделей на уроках физики
Компьютерное моделирование позволяет наглядно иллюстрировать физические эксперименты и явления, воспроизводить их тонкие детали, которые могут быть незамечены наблюдателем при реальных экспериментах. Использование компьютерных моделей и виртуальных лабораторий предоставляет нам уникальную возможнос ...

Сущность отметки и оценки
Оценка и отметка имеют свои особенности и последствия. Например, оценка – это процесс оценивания, осуществляемый человеком, а отметка – это результат этого процесса. Отметка представляет собой результат оенки, она формальна, но, что она принесет ребенку, для которого она была выведена не известно и ...

Понятие и сущность метода
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату, В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что с ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru