Общий обзор системы образования средневековья на территории нынешнего Узбекистана

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Общий обзор системы образования средневековья на территории нынешнего Узбекистана

Страница 4

Ширазская библиотека размещалась в худжрах (комнатах), расположенных вдоль большой библиотечной залы. Как и в Бухаре, рукописные книги здесь группировались по отраслям, каждой из которых отведено было специальное хранилище.

В X веке в Хорезме возникла «Академия Мамуна», в которой работали крупные ученые, возглавляемые Абу Райхоном Беруни. Хорезм стал одним из культурных и научных центров Среднего Востока. Различные отрасли естественных и гуманитарных знаний получили развитие в работах Абу Абдуллоха Мухаммада Хорезми, Абдурахмона Марвази, Исмоила ибн Хасана Джурджани.

Прогрессивные социально-политические идеи получили своё развитие в этико-дидактических сочинениях Юсуфа Хос Ходжиба «Кутадгу-билик» («Знания, дарующие счастье») и Ахмада Югнаки «Хибатул-хакаик» («Дары истин»), в которых пропагандировались идеи о просвещённом обществе и справедливом гососударстве. В период раннего феодализма (VIII – ХII вв.) прогрессивные философские, естесвеннонаучные и социально-этические учения в Средней Азии сыграли огромную роль в развитии передовых воззрений и свободомыслия во многих странах мусульманского Востока.

На рубеже Х-ХI вв. в Мавераннахре (Бухара, Самарканд, Фергана) получил распространение суфизм. Он не был однородным явлением: религиозные, материалистические, атеистические идеи, вольнодумство и гуманистические взгляды были содержанием суфизма данного периода.

В ХII в. суфизм представляла школа Юсуфа Хамадани, в которой имелись разные течения. Первое, наиболее крупное, было связано с именем ученика Хамадани – Ходжи Абдулхолика Гиждувани. его основные тезисы сводились к следующему: беззаветная любовь к родине, жизнь среди масс, любовь к ближнему. Основателем второго течения в суфизме был Ахмад Яссави, призывавший к аскетизму, отречению от мирских благ.

Нашествие Чингизхана в ХIII в. привело к упадку культуры. Подъём культурной жизни начался в конце ХIV – начале ХVвв. с возникновением нового, более умеренного течения суфизма-Накшбандия (Основатель-Бахоуддин Накшбанд. См. главу 6-ю), проповедовавшее первоначально знание и труд, отказ от аскетизма и мистицизма, в чем и состояла его прогрессивная роль.

В конце ХIV в. в Мавераннахре возникла крупная школа деятелей литературы и искусства, деятельность которой связана с именами таких учёных, как Казизадэ Руми, Джамшид ал-Коши, Садриддин Тафтазани, Джурджани и мн. др., продолживших и развивших традиции своих предшественников и создавших ряд философичных и естественнонаучных трактатов. Послание «Братьев чистоты», отдельные трактаты Хорезми, Беруни и др. были переведены на персидский язык. Тафтазани написал более 40 трактатов и научных комментариев к произведениям своих предшественников по вопросам математики, поэтики, теологии, риторики и логике. Большой интерес для определения философской тематики того периода представляют работы Тафтазани: «Исправления к логике и каламу», «Об углах треугольников», «Цели искателей» и др. Особое внимание он уделял вопросам гносеологии и логике, её категориям: понятиям, суждениям, аналогиям, силлогизмам, определению онтологических понятий – бытие, сущность, субстанция, акциденция и т.д.

Джурджани, создавший более 500 трактатов и комментариев по вопросам геометрии, грамматике, астраномии, мусульманского права, философии и логике, развивал основные идеи восточного перипатетизма, пантеистического и рационалистического воззрения Абу Насра Фароби и Абу Али ибн Сины. Уделял большое внимание проблемам гносеологии и логики. Источником познания, он считал ощущения, но человеческий разум и логическое мышление признавал основными опредилителями истинности всякого суждения. В познании Джурджани отводил ведущее место науке.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Резерв двигательной активности
Уроки физической культуры выполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ...

Теоретические основы педагогического общения
Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют ...

Профессиональное самоопределение
Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональное подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает 2 пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования опре ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru