Общий обзор системы образования средневековья на территории нынешнего Узбекистана

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Общий обзор системы образования средневековья на территории нынешнего Узбекистана

Страница 4

Ширазская библиотека размещалась в худжрах (комнатах), расположенных вдоль большой библиотечной залы. Как и в Бухаре, рукописные книги здесь группировались по отраслям, каждой из которых отведено было специальное хранилище.

В X веке в Хорезме возникла «Академия Мамуна», в которой работали крупные ученые, возглавляемые Абу Райхоном Беруни. Хорезм стал одним из культурных и научных центров Среднего Востока. Различные отрасли естественных и гуманитарных знаний получили развитие в работах Абу Абдуллоха Мухаммада Хорезми, Абдурахмона Марвази, Исмоила ибн Хасана Джурджани.

Прогрессивные социально-политические идеи получили своё развитие в этико-дидактических сочинениях Юсуфа Хос Ходжиба «Кутадгу-билик» («Знания, дарующие счастье») и Ахмада Югнаки «Хибатул-хакаик» («Дары истин»), в которых пропагандировались идеи о просвещённом обществе и справедливом гососударстве. В период раннего феодализма (VIII – ХII вв.) прогрессивные философские, естесвеннонаучные и социально-этические учения в Средней Азии сыграли огромную роль в развитии передовых воззрений и свободомыслия во многих странах мусульманского Востока.

На рубеже Х-ХI вв. в Мавераннахре (Бухара, Самарканд, Фергана) получил распространение суфизм. Он не был однородным явлением: религиозные, материалистические, атеистические идеи, вольнодумство и гуманистические взгляды были содержанием суфизма данного периода.

В ХII в. суфизм представляла школа Юсуфа Хамадани, в которой имелись разные течения. Первое, наиболее крупное, было связано с именем ученика Хамадани – Ходжи Абдулхолика Гиждувани. его основные тезисы сводились к следующему: беззаветная любовь к родине, жизнь среди масс, любовь к ближнему. Основателем второго течения в суфизме был Ахмад Яссави, призывавший к аскетизму, отречению от мирских благ.

Нашествие Чингизхана в ХIII в. привело к упадку культуры. Подъём культурной жизни начался в конце ХIV – начале ХVвв. с возникновением нового, более умеренного течения суфизма-Накшбандия (Основатель-Бахоуддин Накшбанд. См. главу 6-ю), проповедовавшее первоначально знание и труд, отказ от аскетизма и мистицизма, в чем и состояла его прогрессивная роль.

В конце ХIV в. в Мавераннахре возникла крупная школа деятелей литературы и искусства, деятельность которой связана с именами таких учёных, как Казизадэ Руми, Джамшид ал-Коши, Садриддин Тафтазани, Джурджани и мн. др., продолживших и развивших традиции своих предшественников и создавших ряд философичных и естественнонаучных трактатов. Послание «Братьев чистоты», отдельные трактаты Хорезми, Беруни и др. были переведены на персидский язык. Тафтазани написал более 40 трактатов и научных комментариев к произведениям своих предшественников по вопросам математики, поэтики, теологии, риторики и логике. Большой интерес для определения философской тематики того периода представляют работы Тафтазани: «Исправления к логике и каламу», «Об углах треугольников», «Цели искателей» и др. Особое внимание он уделял вопросам гносеологии и логике, её категориям: понятиям, суждениям, аналогиям, силлогизмам, определению онтологических понятий – бытие, сущность, субстанция, акциденция и т.д.

Джурджани, создавший более 500 трактатов и комментариев по вопросам геометрии, грамматике, астраномии, мусульманского права, философии и логике, развивал основные идеи восточного перипатетизма, пантеистического и рационалистического воззрения Абу Насра Фароби и Абу Али ибн Сины. Уделял большое внимание проблемам гносеологии и логики. Источником познания, он считал ощущения, но человеческий разум и логическое мышление признавал основными опредилителями истинности всякого суждения. В познании Джурджани отводил ведущее место науке.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Школа как педагогическая система и объект научного управления
Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой - позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педаго ...

Подготовка конкурентно-способных кадров – цель программных документов по реформированию системы образования Узбекистана
Реформирование системы образования в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об Образовании». Республика Узбекистан осуществляет построение демократического правового государства и открытого гражданского общества, обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека, духовное обновление общества, ...

Виды наказаний и обоснованность их применения
Наказание проявляется в замечании, выговоре, общественном порицании, отстранении от важного дела, моральном исключении из общественной повседневной жизни класса, сердитом взгляде педагога, его осуждении, возмущении, упреке или намеке на него, иронической шутке. Чтобы педагогические наказания были, ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru