Нерациональное природопользование

Страница 1

Нерациональное природопользование сказывается в снижении качества, растрате и исчерпании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды, подрыве восстановительных сил природы, снижении её оздоровительных и эстетических достоинств. Таким образом, при нерациональном природопользовании происходит экологическая деградация территории и необратимое исчерпание природно-ресурсного потенциала. В процессе исторического развития общества воздействие человечества на природу значительно менялось. На первых ранних этапах общество было пассивным потребителем природных ресурсов. С ростом производительных сил и сменой общественно-экономических формаций влияние общества на природу заметно возрастало.

Нерациональным природопользованием считается такое природопользования, в результате которого природа теряет способность к самовоспроизводству, самоочищению и саморегулированию, нарушается равновесие биосистем, исчерпываются материальные ресурсы, ухудшаются рекреационные, оздоровительные и курортные условия, эстетические характеристики ландшафтов, условия проживания в целом населения. Это, как правило, экстенсивное хозяйствование такое, как загрязнения воздуха, воды и почвы промышленными, транспортными, энергетическими выбросами и ядохимикатами. Нерациональное природопользование может быть намеренным и случайным, или сопутствующим (например, опустошение, разрушение или пожары, связанные с военными действиями).

Нерациональное природопользование может быть вызвано планово-экономическими и проектными просчетами, временными и вынужденными займами у природы (переходные периоды строительства новых государств, крупные стихийные бедствия, войны), небрежными учетом и оценкой природных ресурсов, несовершенством природоохранного законодательства, узковедомственными подходами в развитии экономики, несовершенством технологий производств, браконьерством, самовольной застройкой. Таких примеров можно приводить много.

«Что мы одолжили у наших детей? Все, что осталось от наших родителей. Жизнь. Язык, которым говорим и без которой и не были бы людьми. Дороги, ведут из города в город и дальше - в другие страны и других народов. Леса и рощи реки, озера, реки и ручьи . Разве не обязаны мы оставить нашим детям хотя бы не меньше?» (Б. Миервалдис, латышский писатель).

Показателями урона от загрязнения окружающей среды служат: повышение уровня заболеваемости населения, снижение продуктивности сельского хозяйства, ускорения износа основных фондов. Стоимость восстановления природы определяется необходимыми затратами на рекультивацию ландшафтов, восстановление водоемов или сельскохозяйственных угодий, озеленение. Но при этом в большинстве случаев невозможно оценить ухудшение социального климата, нарушение равновесия в экосистемах, гибель от техногенного воздействия уникальных геологических памятников или ландшафтов, исчезновение многих видов растений и животных.

Особенно сложно оценить последствия антропогенных негативных воздействий на природу при необходимости дать долгосрочный прогноз убытков от нерационального природопользования. Затраты на охрану природы сегодня можно вычислить достаточно просто и сравнительно точно на основании действующих стандартов и нормативов с применением ряда формул. Такие формулы указаны в учебных пособиях по «Природопользованию». И это могут оценить и рассчитать даже учащиеся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Методика формирование представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста
Традиционный подход к формированию представлений о множестве разработала А.М. Леушина и включила в свою работу Л.С. Метлина. Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организованно перво ...

Культура - среда, созданная человеком и формирующая человека
Человек — существо природное, но живет не только в природной среде, но и в искусственном, надприродном мире культуры. Образование может быть рассмотрено в качестве основного способа трансляции, воспроизводства и порождения культуры. Каждое новое поколение и новый человек приобретают опыт и знания б ...

Проблема интеграции детей с особенностями развития
Опыт зарубежных ученых в области интегрированного обучения, его использование в России. Интеграция лиц с особенностями развития в общеобразовательную среду начинается во многих странах Европы уже в 70-х годах. Под влиянием Конвенции ООН о правах инвалидов, о правах умственно отсталых лиц (1971, 197 ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru