Нерациональное природопользование сказывается в снижении качества, растрате и исчерпании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды, подрыве восстановительных сил природы, снижении её оздоровительных и эстетических достоинств. Таким образом, при нерациональном природопользовании происходит экологическая деградация территории и необратимое исчерпание природно-ресурсного потенциала. В процессе исторического развития общества воздействие человечества на природу значительно менялось. На первых ранних этапах общество было пассивным потребителем природных ресурсов. С ростом производительных сил и сменой общественно-экономических формаций влияние общества на природу заметно возрастало.
Нерациональным природопользованием считается такое природопользования, в результате которого природа теряет способность к самовоспроизводству, самоочищению и саморегулированию, нарушается равновесие биосистем, исчерпываются материальные ресурсы, ухудшаются рекреационные, оздоровительные и курортные условия, эстетические характеристики ландшафтов, условия проживания в целом населения. Это, как правило, экстенсивное хозяйствование такое, как загрязнения воздуха, воды и почвы промышленными, транспортными, энергетическими выбросами и ядохимикатами. Нерациональное природопользование может быть намеренным и случайным, или сопутствующим (например, опустошение, разрушение или пожары, связанные с военными действиями).
Нерациональное природопользование может быть вызвано планово-экономическими и проектными просчетами, временными и вынужденными займами у природы (переходные периоды строительства новых государств, крупные стихийные бедствия, войны), небрежными учетом и оценкой природных ресурсов, несовершенством природоохранного законодательства, узковедомственными подходами в развитии экономики, несовершенством технологий производств, браконьерством, самовольной застройкой. Таких примеров можно приводить много.
«Что мы одолжили у наших детей? Все, что осталось от наших родителей. Жизнь. Язык, которым говорим и без которой и не были бы людьми. Дороги, ведут из города в город и дальше - в другие страны и других народов. Леса и рощи реки, озера, реки и ручьи . Разве не обязаны мы оставить нашим детям хотя бы не меньше?» (Б. Миервалдис, латышский писатель).
Показателями урона от загрязнения окружающей среды служат: повышение уровня заболеваемости населения, снижение продуктивности сельского хозяйства, ускорения износа основных фондов. Стоимость восстановления природы определяется необходимыми затратами на рекультивацию ландшафтов, восстановление водоемов или сельскохозяйственных угодий, озеленение. Но при этом в большинстве случаев невозможно оценить ухудшение социального климата, нарушение равновесия в экосистемах, гибель от техногенного воздействия уникальных геологических памятников или ландшафтов, исчезновение многих видов растений и животных.
Особенно сложно оценить последствия антропогенных негативных воздействий на природу при необходимости дать долгосрочный прогноз убытков от нерационального природопользования. Затраты на охрану природы сегодня можно вычислить достаточно просто и сравнительно точно на основании действующих стандартов и нормативов с применением ряда формул. Такие формулы указаны в учебных пособиях по «Природопользованию». И это могут оценить и рассчитать даже учащиеся.
Статьи по педагогике:
Игровые и развивающие методы обучения в современной школе
Дидактические игры как метод обучения в школе В 60-е гг. XX в. широкое распространение в школе получили дидактические игры. До конца еще не определено, куда их следует относить: к методам обучения или рассматривать отдельно. Ученые, выносящие их за рамки методов обучения, приводят в качестве доказа ...
Просвещение в XVI – XVII вв
В XVI – XVII вв. интерес к причинам, определяющим различия между людьми, сильно возрос. В это время борьба против религиозного догматизма и феодализма слилась с критикой теории «врожденных идей» и пропагандой идей всесильности образования. Взгляды на факторы формирования личности тесно связывались ...
Использование музыки во внеклассное время в школе глухих
Музыкальное воспитание является частью воспитательного и образовательно-коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию. На музыкальных занятиях учащиеся учатся воспринимать музыку (с помощью индиви ...