Роль экологических сведений в процессе формирования экологической культуры

Образование и воспитание » Повышение экологической образованности родителей при помощи интернет-ресурсов » Роль экологических сведений в процессе формирования экологической культуры

Страница 1

Аттрактивность, привлекательность природных объектов, сформировавшаяся вследствие действия механизмов перцептивно-эмоционального канала, а также социальных релизеров, может обусловливать возникновение к ним познавательного интереса.

В развитии отношения к тем или иным природным объектам большую роль играют экологические сведения (факты), которые по сути выполняют функции психологических релизеров когнитивного канала.

Однако, следует констатировать, что не всякая информация о природных объектах в равной степени способствует развитию субъектно-этического отношения к ним. Например, сведения об особенностях поведения и социальной организации обезьян оказывают на человека гораздо большее влияние в плане формирования отношения к этим живым существам, чем сведения о строении их органов пищеварения или специфике Устройства скелета. Наиболее значимы те факты, которые несут Значение «похож на меня», «как я», «полезен мне» и т.д.

При этом существенное влияние оказывают эмоции, вызываемые данным фактом. Так, сходство строения кровеносных систем человека и обезьяны воспринимается гораздо менее эмоционально, чем, скажем, поведенческий акт, приведенный Дж. Гудолл: дикие шимпанзе после долгой разлуки при встрече здороваются за руки и обнимаются, как люди. Думается, что дело здесь в том, что строение своей собственной кровеносной системы человек воспринимает достаточно абстрактно, как бы со стороны, видит ее в атласе как условную схему, а процесс «здорования» или «обнимания» — действие, с которым он сталкивается каждый день и которое в бытовом сознании считается собственно «человеческим».

Анализируя взаимоотношения человека с кошками и собаками, Н.Романова подчеркивает, что именно поведенческие проявления, особенно те, в которых наиболее ярко выражается индивидуальность, характер этих животных, вызывают у человека сильный эмоциональный отклик, способствуют установлению психологической близости с ними. Мы можем сказать, что именно потому собаки и кошки, возможно, смогли так приблизиться к человеку и приблизить его к себе, что черты их характера более, чем у других животных, сродни человеческим. Мы ведь не удивляемся, что у кошки голова, и два глаза, и сердце, как у человека. Что голова, и глаза, и сердце — не странно, а вот характер - странно. А вот тут, быть может, как раз в характере все и дело.

С другой стороны, информация, полученная путем личного наблюдения, субъективно «открытая», даже если она относится к «абстрактной» сфере, может оказывать более сильное влияние на развитие отношения, чем, казалось бы, более эмоционально значимые факты, но полученные от других людей или из книг. Здесь проявляется феномен вложенного труда, состоящий в том, что субъект в большей степени, чем другими компонентами (например, затраченным временем), дорожит вкладываемым в деятельность личностно значимым отношением к ней, реализующим его возможности, в особенности творческие.

Как уже говорилось, такая информация не является собственно психологическим релизером перцептивно-эмоционального канала, поскольку воспринимается как достаточно абстрактный, обобщенный «экологический факт»: в этом случае на развитие отношения оказывает влияние не сама информация, получаемая с помощью сенсорных систем, а ее интерпретация на уровне второй сигнальной системы. Экологические сведения могут быть условно классифицированы по степени их влияния на развитие отношения к природному объекту и по содержанию:

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Методы и приемы обучения детей раннего возраста конструированию из строительного материала
Методы обучения конструированию детей третьего года жизни разнообразны. Основное место занимает использование образца, выполненного воспитателем, сопровождаемое показом и подробным объяснением процесса возведения постройки. Методика конструирования по образцу сводится к тому, что воспитатель показы ...

Отметка в семейной жизни школьника
Педагогическая отметка выступает как основа развития отношений семьи к ребенку. Она появляется в семье ребенка без сопровождения оценки, отделившись от нее. Если в школе отметка еще была связана с оценкой, то в семье ученика отметка выступает самостоятельно, поэтому раскрыть, осмыслить отметку не т ...

Воспитание личности
Воспитание в отличие от социализации, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существующих различий, имеющих ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru