Л.Н. Толстой считал, что воспитание есть умышленное формирование людей по известным образцам. Это высказывание очень точно раскрывает насильственный характер самой природы воспитания, но в процессе воспитания можно смягчать, использовать более опосредованные способы воздействия на воспитуемого, за что ратуют сторонники гуманной педагогики, а можно, наоборот, выделять этот насильственный характер воспитания, делая, в принципе, именно на него ставку в достижении желаемых результатов. Антропологически неприемлемыми на современном этапе являются любые формы прямого насилия в педагогическом процессе, которое является одной из доминирующих причин появления дезадаптации, влекущих за собой девиантное поведение у воспитанников и нарушение психического здоровья.
Выделяют несколько форм жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие, торговлю детьми, психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость). Рассмотрим те формы насилия, которые непосредственно связаны с воспитательным взаимодействием с ребенком в семье, в образовательных учреждениях и т.п.
Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений воспитаннику сверстниками, родителями или лицами, их замещающими, воспитателями или другими лицами, ответственными за воспитание. Эти повреждения могут привести к инвалидности, смерти, вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья или отставания в возрастном развитии.
Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие сверстников, родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности.
К этой форме насилия относятся:
•открытое неприятие и постоянная критика;
•угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
•оскорбления и унижение личного достоинства воспитанника;
•преднамеренная физическая или социальная изоляция;
•предъявление требований, не соответствующих возрасту и возможностям;
•ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
•однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее психическую травму;
•доведение воспитанника (особенно в подростковом возрасте и ранней юности) до самоубийства и др.
Статистика последних лет отмечает неуклонный рост самоубийств среди школьников. Анализ причин, судебно-психологические экспертизы суицидов позволяют сделать вывод, что суицид может существовать как самостоятельная форма, а также выделяется его разновидность — доведение до суицида. Это наиболее часто встречающийся случай — воспитанник настолько боится наказания или настолько устал от давления, криков и того же наказания, что принимает решение уйти из жизни.
Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:
•недостаток питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
•отсутствие должного внимания и заботы,« результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
•нанесение повреждений» вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение преступления.
» Недостаток заботы со стороны родителей может быть и непредумышленным: он может быть следствием болезни, бедности, неопытности или невежества родителей, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.
На насилие, в какой бы форме оно ни проявлялось, воспитанники отвечают агрессией. Как правило, это выражается в том, что они:
•часто бывают невыдержанными;
•спорят со взрослыми;
•отказываются выполнять необходимую работу;
•делают то, что раздражает других;
•часто обвиняют других в своих ошибках;
•часто сердятся и возмущаются;
•недоброжелательны и мстительны;
•сквернословят и говорят непристойности;
•жестоки к младшим и животным и др.
Наибольшее количество детей со школьной дезадаптацией приходится на средние классы, т.е. на подростковый возраст.
Статьи по педагогике:
Гуманизация педагогического взаимодействия как путь
антропологизации педагогического процесса
Ведущей антропологической идеей гуманистического воспитания является категория свободы. В исследованиях последнего десятилетия (О.С. Газман) гуманистическое представление о человеке предполагает рассмотрение его как существа природного (биологического), социального (культурного) и экзистенциального ...
Содержание обучения информатике на разных этапах обучения в средней школе
Возникновение термина «Информатика» для обозначения науки об автоматизации процессов обработки данных в середине 60-х годов прошлого века явилось результатом соединения в единое целое двух понятий - "информация" и "автоматика". Поэтому в начале информатику связывали, в основном, ...
Воспитательное Общество благородных девиц
Иван Иванович Бецкой Смольный монастырь — любимое детище императрицы Елизаветы I, Смольный институт — императрицы Екатерины II. Организация института была началом планомерного воспитания русской женщины. Главным принципом первого института было воспитание в красоте и радости. По инициативе Ивана Ив ...