Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия

Страница 1

Л.Н. Толстой считал, что воспитание есть умышленное формирование людей по известным образцам. Это высказывание очень точно раскрывает насильственный характер самой природы воспитания, но в процессе воспитания можно смягчать, использовать более опосредованные способы воздействия на воспитуемого, за что ратуют сторонники гуманной педагогики, а можно, наоборот, выделять этот насильственный характер воспитания, делая, в принципе, именно на него ставку в достижении желаемых результатов. Антропологически неприемлемыми на современном этапе являются любые формы прямого насилия в педагогическом процессе, которое является одной из доминирующих причин появления дезадаптации, влекущих за собой девиантное поведение у воспитанников и нарушение психического здоровья.

Выделяют несколько форм жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие, торговлю детьми, психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость). Рассмотрим те формы насилия, которые непосредственно связаны с воспитательным взаимодействием с ребенком в семье, в образовательных учреждениях и т.п.

Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических по­вреждений воспитаннику сверстниками, родителями или лицами, их замещающими, воспитателями или другими лицами, ответственными за воспитание. Эти повреждения могут привести к инвалидности, смерти, вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья или отставания в возрастном развитии.

Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие сверстников, родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности.

К этой форме насилия относятся:

•открытое неприятие и постоянная критика;

•угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

•оскорбления и унижение личного достоинства воспитанника;

•преднамеренная физическая или социальная изоляция;

•предъявление требований, не соответствующих возрасту и возможностям;

•ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

•однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее психическую травму;

•доведение воспитанника (особенно в подростковом возрасте и ранней юности) до самоубийства и др.

Статистика последних лет отмечает неуклонный рост самоубийств среди школьников. Анализ причин, судебно-психологические экспертизы суицидов позволяют сделать вывод, что суицид может существовать как самостоятельная форма, а также выделяется его разновидность — доведение до суицида. Это наиболее часто встречающийся случай — воспитанник настолько боится наказания или настолько устал от давления, криков и того же наказания, что принимает решение уйти из жизни.

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:

•недостаток питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;

•отсутствие должного внимания и заботы,« результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

•нанесение повреждений» вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение преступления.

» Недостаток заботы со стороны родителей может быть и непредумышленным: он может быть следствием болезни, бедности, неопытности или невежества родителей, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.

На насилие, в какой бы форме оно ни проявлялось, воспитанники отвечают агрессией. Как правило, это выражается в том, что они:

•часто бывают невыдержанными;

•спорят со взрослыми;

•отказываются выполнять необходимую работу;

•делают то, что раздражает других;

•часто обвиняют других в своих ошибках;

•часто сердятся и возмущаются;

•недоброжелательны и мстительны;

•сквернословят и говорят непристойности;

•жестоки к младшим и животным и др.

Наибольшее количество детей со школьной дезадаптацией приходится на средние классы, т.е. на подростковый возраст.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Задачи и особенности физического воспитания школьников на современном этапе
Детский возраст - это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Вместе с тем, это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все ...

«Специфика контроля на уроках Мировой художественной культуры»
При рассмотрении данного вопроса, я постараюсь дать оценку целесообразности использования определённых форм контрольных мероприятий на уроках Мировой художественной культуры и определить, какая именно деятельность скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний, умений и навыков учащихся ...

Из опыта Японских глухих музыкантов
В Японии существует практика обучения глухих игре на барабанах, и не просто игре, а игре в группе. Одна из таких групп называется "Эдзо Дайко". Уже известно, что "Эдзо Дайко" работает с инвалидами целых 24 года. Оказывается, в Японии уже давно разработали специальную сурдотехнол ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru