Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия

Страница 2

Устойчивое девиантное поведение может быть способом самоутверждения, защиты от беспомощности, тревоги, потери самоуважения; результатом сформировавшихся асоциальных ценностных норм под воздействием насилия внешней среды в детском возрасте.

В исследованиях психологов и психофизиологов последних лет доказано, что в современной школе сложилась ситуация, когда сами условия, средства, методы обучения и воспитания часто и в значительной степени способствуют снижению уровня здоровья, развитию хронических заболеваний, интеллектуальной депрессии учащихся и преподавателей. По некоторым данным, за время обучения в средней школе число здоровых детей уменьшается в 4—5 раз, а к окончанию школы 55% учащихся уже имеют те или иные хронические заболевания.

Это же относится к данным о неадекватном родительском (материнском) отношении к ребенку в виде нескольких типов: а) отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужа: требование внимания к себе, стремление быть в курсе его интимной жизни и т.п.; б) гиперопека и симбиоз в виде упорного желания привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья с ним; в) контроль посредством нарочитого лишения любви: с ребенком не разговаривают, его нарочито игнорируют, говоря о нем в третьем лице, как об отсутствующем; г) контроль посредством вызова чувства вины: ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный».

В детской и педагогической психиатрии появился термин «неправильное воспитание». «Неправильное воспитание» в ряде работ определяется как воспитание, при котором в результате подражания привычкам родителей, закрепления и культивирования негативистических реакций у ребенка возможно формирование отрицательных характерологических (аномальных) черт характера (О.В. Кербиков и др.).

Следствием жесткой, насильственной, унижающей системы взаимодействия с воспитанником и воздействия на него являются дидактогении. Дидактогения — вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и др.) негативное психическое состояние воспитанника: угнетенное настроение, страх, фрустрация и др., отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях. Может являться причиной неврозов.

Дидактогения развивается у учащегося, как правило, в результате неуважительного отношения к нему педагога, прилюдного вышучивания ответов ученика (К.К. Платонов). Н. Шипковенски описал под названием «дидаскалогении» психические нарушения, вызванные неправильным поведением педагогов. К дидактогении относят диппольдизм (В.М. Блейхер, И.В. Крук) — особую разновидность садизма у учителей и воспитателей, проявляющуюся в истязании ими учеников (по имени учителя А. Диппольда, от истязаний которого умер его ученик). В Законе РФ «Об образовании» (ст. 56, п. 36) предусмотрено административное наказание педагогического работника за допущенное физическое и (или) психическое насилие над ребенком.

Дидактогении представлены рядом расстройств: от явлений социально-психологической деформации личности (В.В. Королев), т.е. неболезненных явлений, до очерченных форм психической патологии в виде школьных страхов, психогенных депрессивных нарушений и пр.

Школьная тревожность — это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности собственного поведения, своих решений. Однако это, как правило, не вызывает особого беспокойства взрослых. Б.И. Кочубей отмечает, что тревожность, в том числе и школьная, — это один из предвестников невроза. И.Е. Иллеш в работе «Экзаменационный стресс» отмечает, что, по данным психоневрологических исследований, повышенная школьная тревожность, т.е. пограничное с неврозом состояние, наблюдается у 20% учащихся младших классов и у 15% школьников 5—9-х классов.

Основным средством воздействия учителя на учащихся является система оценок. «Рассогласование между самооценкой ребенка и оценкой учителя может произойти, если учитель не принимает во внимание сложившийся у учащихся оценочный образ результатов его труда» (А.И. Липкина). Труд, вложенный, например, младшим школьником в выполнение учебного задания, переживается им как затраченное время и старание. И если это остается незамеченным, то может привести к обиде, потере старания. Психологи считают, что в практике школьного обучения на начальном этапе не должны использоваться отметки для оценки успехов первоклассников, так как оценка может стать постоянным психотравмирующим фактором, затрудняющим адаптацию ребенка к школе. Но на практике учителям трудно отказаться от этого достаточно простого и наглядного способа оценки, поэтому вместо традиционных двоек, пятерок используются рисунки, картинки, различные символы, дифференцирующие успехи точно так же, как и традиционные отметки. А.К. Дусавицкий полагает, что отметка в начальной школе является основным препятствием на пути формирования полноценной системы мотивов учения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Организационно-методические модели ДО
Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначалось для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной з ...

Исследование высших чувств у детей старшего дошкольного возраста
К шести годам у ребенка происходит формирование основных элементов эмоционально-волевого поведения, что выражается в следующих умениях: поставить цель; принять решение; наметить план действий; исполнить намеченный план: проявить усилия в случае возникновения препятствий; оценивать результаты своего ...

Страх и интерес с позиции педагогической науки
Страх проявляет себя и через физиологические изменения, происходящие в организме человека. Всякий человек, которому нечего бояться вскоре становится злым; тот, кто думает, что он ни в ком не нуждается, воображает, что сможет спокойно предаваться всем склонностям своего сердца. Таким образом, страх, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru