Методика обучения природопользования – одна из педагогических наук, которая в настоящий момент времени только начинает развиваться в полной мере. До настоящего времени, изучив историю развития, ей не уделялось значительного внимания, так как сама дисциплина «Природопользование» появилась по историческим меркам относительно недавно. Впервые только понятие «природопользование» было введено в 1959 году. Проанализировав материалы в различных информационных источниках, таких как печатные издания (научные публикации, статьи, научная литература, информационные порталы в сетях Интернет), можно сделать вывод, о том, что имеется минимальное количество методических разработок по данному вопросу и практически нет методических рекомендаций по возможности преподавания дисциплины «Природопользование». Имеется разобщенная неструктурированная информация, которую следует упорядочить, изучить более детально и основательно. А это уже является основной проблемой методики преподавания природопользования, как в средне-специальных учебных заведениях, так и других (например, в высшей школе). Главный предмет ее изучения – это общественный процесс обучения основам рационального природопользования с элементами смежных наук, таких как экология, геология, экономика и другие. Процесс обучения природопользованию имеет свои характерные конкретные специфические особенности.
Важнейшие задачи методики обучения природопользования:
отбор знаний о естественно-научных основах рационального природопользования, об охране окружающей среды;
разработка приемов формирования этих знаний (по результатам анализа учебных программ значительная доля относится к самостоятельной работе учащихся, что требует более тщательного планирования и отбора);
разработка теоретических и методических вопросов методической науки (положение в системе педагогических наук, связь с практикой);
изучение закономерностей развития, использование методов исследования, условий повышения эффективности методических исследований, сопоставление обучения и научного познания.
Проблемы методики преподавания природопользования:
цели обучения, т. е. зачем учить природопользованию;
каково содержание природопользования в СУЗах, т. е. чему учить (проблема сильной уплотнённости курса, о чём речь пойдёт в следующем разделе этой главы);
каковы методы и формы обучения, т. е. как учить;
каковы средства обучения природопользования, т. е. с помощью чего учить.
Методика преподавания природопользования является педагогической наукой, построенной с учетом возрастных особенностей студентов, которые, в данном случае, обучаются в средне-специальных учебных заведениях. Эта особенность также учитывается. Одна из основных центральных задач совершенствования содержания образования по дисциплине «Природопользование» состоит в том, чтобы полнее отразить современный уровень развития и достижения системы наук, которые связаны с данной дисциплиной. Это выразилось в экономической, экологической и гуманитарной направленности содержания образования, интеграции физико-географических и экономико-географических знаний. Данный курс «Природопользование», как показал анализ, преподаётся специалистам по экономике, экологии и специалистам в других самых разнообразных отраслях в средне-специальных учебных заведениях. Например:
Статьи по педагогике:
Структура эмоциональных реакций дошкольника
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребено ...
Современная образовательная система в Японии: традиция и тенденции развития
Система образования в Японии. Основной задачей политики японского государства в сфере образования стало воспитание и обучение творческой, неординарно мыслящей, гармоничной и духовно богатой личности, способной действовать в разнообразно консолидированных общественных и государственных структурах. В ...
История разработки вопросов развития конструкторской деятельности в
психологической и педагогической литературе
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на п ...