В своей профессиональной деятельности учитель физической культуры должен удовлетворить требования общества, которые заложены в виде целей и задач, представленных в Программе по физическому воспитанию.
В каждой деятельности можно условно выделить подготовительный, исполнительный и контрольный этапы труда. В педагогической работе рассматриваются три ее стороны: познавательная (изучение учащихся, содержания и условий работы, наличие спортивного инвентаря и оборудования), проектировочная (планирование содержания обучения и воспитания, деятельности учащихся и своей) и непосредственно исполнительная (обучение, воспитание и оздоровление учащихся).
Главными структурными компонентами педагогической деятельности считается конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический, а в работе учителя физической культуры еще и двигательный компоненты.
Конструктивная деятельность учителя физической культуры заключается в различных видах планирования процесса обучения, воспитания и оздоровления учащихся: перспективное и текущее планирование (урока или физкультурного мероприятия), планирование изготовления и приобретения спортивного инвентаря, оборудования, умелое формулирование задач физвоспитания школьников на длительный и ближайший сроки, отбор и построения учебного материала, планирование своей деятельности и учеников.
Высококвалифицированный учитель, как правило, осуществляет вначале перспективное планирование, а затем — на урок, а начинающий — только на урок или несколько уроков. Конструктивная деятельность опытных педагогов направлена на повышение познавательной и двигательной активности учащихся, и планирование при этом подчиняется этой задаче. Менее опытные больше внимания уделяют планированию содержания учебно-воспитательного процесса и методов своей работы, забывая об ученике.
Конструктивная деятельность будет эффективной, если в ней присутствует организаторский компонент - заключающийся в организации разнообразных видов самостоятельной физкультурной деятельности учащегося, прочного усвоения им знаний, двигательных умений и навыков, воспитания физических качеств и формирования личности. Это самая трудная педагогическая деятельность. Реализация проектов конструктивной деятельности и ее корректирование носят исполнительский и творческий характер, включают в себя организацию содержания учебно-воспитательного процесса, физкультурной деятельности учащихся и поведения учителя. Учитель должен четко ставить основные и частные задачи урока, раскрывать смысл их решения, осуществлять и показывать физические упражнения, оказывать помощь ученикам в выполнении упражнений. Учитель должен уметь распределять внимание, выбирать тон, голос, контролировать свои действия. Высококлассный педагог отличается высокой организованностью. Особо это важно при проведении внеклассной спортивной работы.
Коммуникативная деятельность состоит в умении строить деловые отношения с учениками и коллегами. Урок - это совместный труд учителя и ученика, и успех этого труда определяется теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учеником (В.А.Сухомлинский).
Коммуникативная, как и организаторская, деятельность является очень трудной и важной в работе. Причины трудности — в конструктивной деятельности. В то же время все вышерассмотренные виды деятельности будут эффективны, если учитель сумеет установить правильные взаимоотношения с учащимися, учителями, руководством школы.
Работу учителя физической культуры невозможно представить без элементов гностической деятельности — познания содержания учебного предмета "Физическая культура", закономерностей физического, психического развития учащихся, а также самосовершенствования (на протяжении всей трудовой деятельности).
Статьи по педагогике:
Мониторинг как система сбора, обработки, хранения информации
об образовательной системе
Для того, чтобы управлять качеством образовательного процесса, необходимо видеть, или знать, обозримый результат, к которому стремится образовательное учреждение. В противном случае стремление ни к чему или к тому, что получится то и получится, является процессом не управляемым, пущенным на самотек ...
Развитие речевой функции в дошкольном возрасте
В продолжение всего дошкольного периода дети быстро пополняют свой словарный запас, начинают пользоваться все более сложными грамматическими конструкциями и все чаще относиться к речи как к средству налаживания социальных контактов. С точки зрения генетического подхода Роджер Браун выделил в языков ...
Игровые и развивающие методы обучения в современной школе
Дидактические игры как метод обучения в школе В 60-е гг. XX в. широкое распространение в школе получили дидактические игры. До конца еще не определено, куда их следует относить: к методам обучения или рассматривать отдельно. Ученые, выносящие их за рамки методов обучения, приводят в качестве доказа ...