Актуальность данного эксперимента заключается в том, что в школах, в которых обучаются глухие дети, мало внимания уделяется роли музыки в коррекционной работе. Несмотря на то, что в настоящее время существует целая система музыкально-ритмических занятий, внеклассных занятий с выходом на кружки, школьные праздники, внешкольные мероприятия, которые способствуют как общему, так и речевому развитию глухих школьников, но для таких занятий выделяется незначительное количество времени. А ведь занятия музыкой могли бы быть не менее эффективными в коррекционной и развивающей работе, чем, например, индивидуальные занятия в слуховом кабинете.
Кроме того, как показала практика, программа на музыкально-ритмических занятиях не всегда выполняется в полной мере. Очень часто больше внимания на таких занятиях уделяется не столько коррекционной работе, сколько подготовке к различным культурным мероприятиям (школьным праздникам, районным, городским и другим фестивалям, конкурсам, смотрам), хотя для этого должно отводиться время после уроков.
Также имеет большое значение и наличие квалифицированных педагогов в учебном учреждении, в частности в школе для глухих детей. Мы не хотим сказать, что в школе работают неквалифицированные педагоги. Конечно же, это не так. Вопрос заключается в том, в какой области этот специалист имеет квалификацию. Иногда бывает так, что педагог, который проводит музыкально-ритмические занятия, является великолепным учителем пения или сольфеджио, или танцев, но не так квалифицирован в области сурдопедагогики; или наоборот, он может быть замечательным сурдопедагогом с огромным опытом и стажем работы, но не разбираться ни в нотной грамоте, ни в танцевальных движениях. Учитель, который проводит музыкальные занятия с детьми, имеющими нарушения слуха, на наш взгляд, должен иметь квалификацию сурдопедагога и музыкальное образование, хотя бы начальное.
Каждое занятие, каждый урок в школе для глухих детей должен иметь коррекционную направленность. Так и на музыкальных занятиях должна проводится работа не только по общему развитию ребенка, но и коррекционная работа. В нашем эксперименте мы обратили больше внимания на коррекцию речи.
Идея эксперимента состоит в том, чтобы выяснить, возможно ли проведение работы по коррекции определенных характеристик устной речи (а именно: постановки словесного ударения, темпа речи, слитности, внятности, речевого дыхания) с помощью музыкальных занятий, и насколько эффективна окажется такая работа.
В процессе эксперимента рассматриваются приёмы работы, которые используются для:
коррекции речи;
формирования знаний элементов музыкальной грамоты;
обучения игре на элементарных музыкальных инструментах.
Объектом исследования является влияние музыкальных занятий на устную речь глухих школьников младших классов, а именно:
на постановку словесного ударения;
на ритмическую характеристику устной речи;
на слитность речи;
на речевое дыхание.
Результатом эксперимента стала разработанная серия занятий по обучению глухих младших школьников: а) элементам музыкальной грамоты (музыкальным длительностям, ритмам); б) игре на элементарных музыкальных инструментах (барабане, бубне, ложках, маракасах, металлофоне, треугольнике). Кроме того, проводилась коррекция речевого дыхания, темпа, слитности и ритма речи; работа по формированию навыков правильной постановки словесного ударения
Исследование проходило на базе специальной коррекционной школы-интерната I вида №31. В эксперименте принимали участие ученики 2 и 3 классов в возрасте 9-10 лет (всего 6 детей).
Эксперимент состоит из трех этапов:
Констатирующий эксперимент - обследование различных характеристик устной речи детей: произношения, темпа речи, слитности, речевого дыхания, постановки словесного ударения, а также обследование уровня восприятия и воспроизведения ритмической структуры устной речи.
Статьи по педагогике:
Дидактические возможности применения мультимедиа в учебном
процессе школы
Одной из задач школы на современном этапе является гуманизация процесса обучения, которая находит свое отражение в том, что наряду с педагогическими целями обучения, большое внимание уделяется целям развития обучающихся, формированию их индивидуальности. Происходит постепенное осознание потребности ...
Профессиональная культура руководителя этнокультурного центра
в переносе на его педагогическую деятельность
Личностные и профессиональные качества руководителя этнокультурного центра дополняются педагогическими знаниями и навыками, которые в определенных обстоятельствах становятся его основными обязанностями. Собственно все перечисленные знания и компетентности являются базовыми для его педагогической де ...
Игры с правилами и их роль в экологическом
воспитании детей
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности ли ...