Изучение влияния музыкальных занятий на развитие и коррекцию устной речи глухих школьников младших классов

Образование и воспитание » Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих » Изучение влияния музыкальных занятий на развитие и коррекцию устной речи глухих школьников младших классов

Страница 1

Актуальность данного эксперимента заключается в том, что в школах, в которых обучаются глухие дети, мало внимания уделяется роли музыки в коррекционной работе. Несмотря на то, что в настоящее время существует целая система музыкально-ритмических занятий, внеклассных занятий с выходом на кружки, школьные праздники, внешкольные мероприятия, которые способствуют как общему, так и речевому развитию глухих школьников, но для таких занятий выделяется незначительное количество времени. А ведь занятия музыкой могли бы быть не менее эффективными в коррекционной и развивающей работе, чем, например, индивидуальные занятия в слуховом кабинете.

Кроме того, как показала практика, программа на музыкально-ритмических занятиях не всегда выполняется в полной мере. Очень часто больше внимания на таких занятиях уделяется не столько коррекционной работе, сколько подготовке к различным культурным мероприятиям (школьным праздникам, районным, городским и другим фестивалям, конкурсам, смотрам), хотя для этого должно отводиться время после уроков.

Также имеет большое значение и наличие квалифицированных педагогов в учебном учреждении, в частности в школе для глухих детей. Мы не хотим сказать, что в школе работают неквалифицированные педагоги. Конечно же, это не так. Вопрос заключается в том, в какой области этот специалист имеет квалификацию. Иногда бывает так, что педагог, который проводит музыкально-ритмические занятия, является великолепным учителем пения или сольфеджио, или танцев, но не так квалифицирован в области сурдопедагогики; или наоборот, он может быть замечательным сурдопедагогом с огромным опытом и стажем работы, но не разбираться ни в нотной грамоте, ни в танцевальных движениях. Учитель, который проводит музыкальные занятия с детьми, имеющими нарушения слуха, на наш взгляд, должен иметь квалификацию сурдопедагога и музыкальное образование, хотя бы начальное.

Каждое занятие, каждый урок в школе для глухих детей должен иметь коррекционную направленность. Так и на музыкальных занятиях должна проводится работа не только по общему развитию ребенка, но и коррекционная работа. В нашем эксперименте мы обратили больше внимания на коррекцию речи.

Идея эксперимента состоит в том, чтобы выяснить, возможно ли проведение работы по коррекции определенных характеристик устной речи (а именно: постановки словесного ударения, темпа речи, слитности, внятности, речевого дыхания) с помощью музыкальных занятий, и насколько эффективна окажется такая работа.

В процессе эксперимента рассматриваются приёмы работы, которые используются для:

коррекции речи;

формирования знаний элементов музыкальной грамоты;

обучения игре на элементарных музыкальных инструментах.

Объектом исследования является влияние музыкальных занятий на устную речь глухих школьников младших классов, а именно:

на постановку словесного ударения;

на ритмическую характеристику устной речи;

на слитность речи;

на речевое дыхание.

Результатом эксперимента стала разработанная серия занятий по обучению глухих младших школьников: а) элементам музыкальной грамоты (музыкальным длительностям, ритмам); б) игре на элементарных музыкальных инструментах (барабане, бубне, ложках, маракасах, металлофоне, треугольнике). Кроме того, проводилась коррекция речевого дыхания, темпа, слитности и ритма речи; работа по формированию навыков правильной постановки словесного ударения

Исследование проходило на базе специальной коррекционной школы-интерната I вида №31. В эксперименте принимали участие ученики 2 и 3 классов в возрасте 9-10 лет (всего 6 детей).

Эксперимент состоит из трех этапов:

Констатирующий эксперимент - обследование различных характеристик устной речи детей: произношения, темпа речи, слитности, речевого дыхания, постановки словесного ударения, а также обследование уровня восприятия и воспроизведения ритмической структуры устной речи.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Работа над правильной постановкой логических ударений
Большое значение для выразительного чтения имеет правильность, точность логических упражнений. Для того, чтобы предложение приобрело определенный смысл, необходимо силой голоса выделять важное по значению слово в ряду остальных Смысл изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударе ...

Категория детства и его проблемы в современном мире
Главными проблемами, от решения которых зависит освещение всех других вопросов педагогической антропологии, являются проблемы детской, природы. Однако на протяжении многих столетий ребенок воспринимался как маленький взрослый, который в соответствии с этим и должен понимать все почти как взрослый. ...

Эмоциональный процесс
Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию. Эмоциональн ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru