Каждое занятие проводилось по традиционной схеме:
1) Организация начала занятия.
2) Основная часть.
3) Организация окончания занятия.
Основная часть, в свою очередь, включала следующие этапы:
А) Повторение и закрепление пройденного материала.
Б) Изучение нового материала.
В) Знакомство с музыкальными инструментами и игра на них.
Г) Воспроизведение ритма слов и фраз при помощи игры на музыкальных инструментах.
На этом этапе проводилась работа по развитию речевого дыхания, постановке словесного ударения, слитного и плавного проговаривания речевого материала. Все речевые упражнения включали в себя материал, который использовался в ходе констатирующего эксперимента.
Работа на каждом этапе проводилась в игровой форме. Каждый из учеников участвовал в игре. Последовательность этапов могла меняться в зависимости от сложности нового материала, состояния и настроения учеников и времени проведения занятия (после уроков, после прогулки).
Особенностью данных занятий являлось то, что изучение нового материала и закрепление пройденного проводилось в форме игр, в движениях. Каждый ученик участвовал в игре. Все ученики общались между собой, каждый мог попробовать в себя в разной роли (играть на разных музыкальных инструментах, быть ведущим в какой-либо игре, помогать учителю). В результате новый материал запоминался быстрее, а его изучение не было скучным, однообразным и монотонным.
Выбор именно такой формы проведения занятий обусловливался специфическими принципами обучения детей в школе глухих:
1. Опора на предметно-практическую деятельность, которая пронизывает все стороны обучения глухих школьников, оказывает разностороннее коррекционно-компенсаторное влияние на развитие различных компонентов их психической деятельности, обеспечивая "полимодальную чувственную основу познания для естественного процесса формирования высших психических функций и усвоения языка, для овладения знаниями на уровне "житейских понятий" и мотивированного словесного общения".
Опора на предметно-практическое обучение преобразует познавательную деятельность детей, влияя на формирование всех видов мышления. В таких условиях глухие школьники сравнительно легко учатся устанавливать логические зависимости между явлениями и событиями окружающей жизни, непроизвольно запоминают названия действий, объектов, их свойств и качеств.
Интенсификация речевого общения является важным условием речевого поведения глухих школьников, чему содействует коммуникативная направленность занятий.
Основной прием развития речевого общения - совместная, коллективная деятельность детей и взрослых, в ходе которой в начале обучения сурдопедагоги побуждают учеников к употреблению готовых речевых конструкций. Овладение речевыми конструкциями разной степени сложности происходит в условиях постоянно расширяющейся речевой практики, стимулирующей накопление словарного запаса, усвоение фонетических м грамматических норм языка.
Интенсивное развитие слухового восприятия, включая возможности использования речевого слуха в целостном образовательном процессе, - одна из важнейших задач таких школ.
Кроме того, при организации занятий учитывалось то, что основным видом деятельности школьников является игра.
Статьи по педагогике:
Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном
возрасте
Подростковый и ранний возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом во ...
Особенности социально-педагогической работы по формированию
санитарно - гигиенических навыков у детей с РДА
Социально-педагогическая работа по формированию санитарно - гигиенических навыков у детей с РДА осуществляется одновременно в двух направлениях: с собственно ребёнком и с его окружением (родителями). Семья, ближайшее окружение ребенка с РДА - главное звено в системе его воспитания, социализации, уд ...
Божественная пропорция в искусстве
Золотое сечение в архитектуре Рис. 12 В книгах о золотом сечении можно найти замечание о том, что в архитектуре, как и в живописи, все зависит от положения наблюдателя, и что если некоторые пропорции в здании кажутся образующими золотое сечение, то с других точек зрения они будут выглядеть иначе. З ...