Развитие воображения в онтогенезе

Страница 1

Воображение — это универсальный психический процесс, входящий в состав любого вида деятельности человека в той мере, в какой она требует творчества, включая и речь. Воображение проявляется в тесной связи с восприятием, памятью, мышлением, эмоциями. Оно вплетается практически во все познавательные процессы и во многом зависит от потребности и желаний личности, ее мотивов.

Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Предполагают, что физиологические механизмы воображения находятся не только в коре больших полушарий головного мозга, но и в более глубинных его отделах (в гипоталамо-лимбической системе). Благодаря пластичности мозговых тканей прежний опыт человека не только сохраняется, воспроизводится, но и творчески перерабатывается. Эту творческую деятельность, основанную на комбинировании элементов прежнего опыта и создании нового, в психологии и называют воображением.

Существует большое количество толкований термина «воображение»:

по определению А.Я. Дудецкого, воображение (фантазия) – психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей и эмоционально-чувственных состояний на основе прошлого опыта личности;

Г.А.Урунтаева считает, что под воображением следует понимать психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте;

по мнению С.Л.Рубинштейна, воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое, представляя собой преобразование данного, осуществляемое в образной форме;

воображение – это создание новых образов на основе ранее воспринятых (Я.Л. Коломинский);

воображение – это образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинированых образов памяти (Еникеев М.И.) .

Некоторые авторы считают воображение и фантазию синонимами. Однако, есть расхождения в понимании этих терминов. Например, их противопоставляет А.П. Нечаев, а Е.И. Игнатьев утверждает, что фантазия разновидность воображения. Н.И. Кондаков считает, что фантазия выступает синонимом творческого воображения. Н.С. Шабалин обособляет творческое воображение от творческой фантазии и рассматривает воображение в качестве психической деятельности, в ходе и результате которой связь с реальностью прослеживается более отчетливо, чем в процессе фантазирования .

И.В. Дубровина рассматривает фантазию (мечтательность) в качестве одного из видов творческого воображения. А.Я. Дудецкий считает, что попытки смыслового обособления фантазии от воображения неоправданны, т.к. они не расширяют знаний о проблеме, а вносят путаницу и неразбериху.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:

представляет действительность;

регулирует эмоциональные состояния;

регулирует познавательные процессы;

формирует внутренний план действий;

предоставляет возможность выполнять действия в уме;

планирует и программирует деятельность (антиципация);

познавательная функция;

социальная функция (детские игры и т.д.).

Виды воображения. Р. Немов полагает, что воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное воображение возникает спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение характерно тем, что действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Репродуктивное воображение здесь ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть. Такое воображение больше напоминает восприятие или память.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности ли ...

Особенности речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
В ходе своего развития речевая деятельность детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, ору ...

Последовательность стадий планирования учебного процесса
Первая стадия– определение общих целей урока. Это необходимо для обеспечения целостности урока и уверенности в том, что на уроке внимание будет фокусироваться на важных, значимых результатах, а не на достижении малозначимых целей. Сразу же после этого общие цели урока подразделяются на частичные, т ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru