Развитие воображения в онтогенезе

Страница 1

Воображение — это универсальный психический процесс, входящий в состав любого вида деятельности человека в той мере, в какой она требует творчества, включая и речь. Воображение проявляется в тесной связи с восприятием, памятью, мышлением, эмоциями. Оно вплетается практически во все познавательные процессы и во многом зависит от потребности и желаний личности, ее мотивов.

Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Предполагают, что физиологические механизмы воображения находятся не только в коре больших полушарий головного мозга, но и в более глубинных его отделах (в гипоталамо-лимбической системе). Благодаря пластичности мозговых тканей прежний опыт человека не только сохраняется, воспроизводится, но и творчески перерабатывается. Эту творческую деятельность, основанную на комбинировании элементов прежнего опыта и создании нового, в психологии и называют воображением.

Существует большое количество толкований термина «воображение»:

по определению А.Я. Дудецкого, воображение (фантазия) – психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей и эмоционально-чувственных состояний на основе прошлого опыта личности;

Г.А.Урунтаева считает, что под воображением следует понимать психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте;

по мнению С.Л.Рубинштейна, воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое, представляя собой преобразование данного, осуществляемое в образной форме;

воображение – это создание новых образов на основе ранее воспринятых (Я.Л. Коломинский);

воображение – это образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинированых образов памяти (Еникеев М.И.) .

Некоторые авторы считают воображение и фантазию синонимами. Однако, есть расхождения в понимании этих терминов. Например, их противопоставляет А.П. Нечаев, а Е.И. Игнатьев утверждает, что фантазия разновидность воображения. Н.И. Кондаков считает, что фантазия выступает синонимом творческого воображения. Н.С. Шабалин обособляет творческое воображение от творческой фантазии и рассматривает воображение в качестве психической деятельности, в ходе и результате которой связь с реальностью прослеживается более отчетливо, чем в процессе фантазирования .

И.В. Дубровина рассматривает фантазию (мечтательность) в качестве одного из видов творческого воображения. А.Я. Дудецкий считает, что попытки смыслового обособления фантазии от воображения неоправданны, т.к. они не расширяют знаний о проблеме, а вносят путаницу и неразбериху.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:

представляет действительность;

регулирует эмоциональные состояния;

регулирует познавательные процессы;

формирует внутренний план действий;

предоставляет возможность выполнять действия в уме;

планирует и программирует деятельность (антиципация);

познавательная функция;

социальная функция (детские игры и т.д.).

Виды воображения. Р. Немов полагает, что воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное воображение возникает спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение характерно тем, что действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Репродуктивное воображение здесь ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть. Такое воображение больше напоминает восприятие или память.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Понятие «человек» и его интерпретация
В. Франкл, задавая себе вопрос: «Что же такое человек?», отвечал на него так: «Это существо, которое изобрело газовые камеры, но это и существо, которое шло в эти газовые камеры с гордо поднятой головой и молитвой на устах». Существует много разных подходов к раскрытию дефиниции «человек». Человек ...

Особенности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в РостГМУ, постоянно проживающих в Ростовской области и Республике Северокавказского региона
Начало обучения в ВУЗе у большинства абитуриентов является периодом формирования адаптационно-компенсаторных механизмов функциональных систем к новым условиям. Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, представляет собой сложный процесс, сопровождающийся значительным напря ...

Последовательность стадий планирования учебного процесса
Первая стадия– определение общих целей урока. Это необходимо для обеспечения целостности урока и уверенности в том, что на уроке внимание будет фокусироваться на важных, значимых результатах, а не на достижении малозначимых целей. Сразу же после этого общие цели урока подразделяются на частичные, т ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru