Воображение является необходимой стороной любой творческой деятельности. Важнейшую роль в формировании воображения детей дошкольного возраста играет изобразительная деятельность (О.В.Боровик, А.Жатсель, Т.Г. Казакова, К.Д. Кириллова, Т.С.Комарова и др.). Изобразительная деятельность занимает значимое место в жизни ребенка, т.к. является средством познания мира, самопознания и самовыражения. Творчество маленьких художников от начала и до конца пронизано воображением (воображение направлено на построение замысла и его воплощение в работе, на создание образов, адекватно выражающих замысел). Изобразительная деятельность способствует формированию всех необходимых качеств воображения: широты, произвольности, устойчивости, яркости, оригинальности; развивает способность оперировать образами и создавать на их основе новые.
Формированию творчески активной личности глухих и слабослышащих учащихся также способствует изобразительная деятельность. Развитие детей с нарушением слуха характеризуется определенными особенностями, а это вызывает необходимость более глубокого, всестороннего изучения протекания психических процессов и функций детей данной категории с целью совершенствования их воспитания и обучения.
Ограниченность общения со взрослыми и слышащими сверстниками лишает детей с нарушениями слуха необходимого объема информации и знания приемов реконструкции имеющихся представлений. Процесс воображения в данном случае выполняет помимо отражательной еще и компенсаторную функцию.
Изучение особенностей воображения глухих и слабослышащих детей как существенной стороны познавательной сферы и определение стратегии формирования данного психического процесса – одна из актуальных проблем специальной психологии и коррекционной педагогики. Г.Л. Выгодская выявила своеобразие процессов воображения у глухих дошкольников в связи с изучением их игровой деятельности. Исследование А.Ф. Понгильской продемонстрировало: у глухих учащихся при чтении рассказа возникают образы, не всегда соответствующие описанию, что связано с непониманием учащимися смысла прочитанного текста. Результаты исследования М.Ю.Рау свидетельствуют о том, что у глухих школьников чаще, чем у слышащих сверстников, возникают трудности не только в понимании сказки, но и в нахождении наиболее удачных изобразительных решений при её воссоздании в виде аппликации. М.М. Нудельман выявил ряд особенностей воссоздающего и творческого воображения глухих школьников в процессе иллюстрирования ими рассказа, творческой реконструкции басни, творческого описания картин. Так, выполняя иллюстрации к рассказу, учащиеся испытывали значительные трудности в пространственном расположении объектов, часто допускали ошибки в окраске предметов, вносили в рисунки много подробностей из своего прошлого опыта, не относящихся к содержанию рассказа. В процессе творческой реконструкции басни у школьников наблюдались сложности в оперировании представлениями. Дети не всегда задумывались над тем, соответствуют ли выбранные ими действующие лица персонажам басни; при замене действующих лиц оставляли без изменения ситуацию, в которой разворачивалось описываемое событие и т.д. Творчески описывая картины, школьники чаще всего ограничивались описанием непосредственно воспринятого на картине и характеризовали события только данного момента, а, кроме того, не включали слуховые впечатления в описание. В специальной литературе сравнительно мало данных об особенностях воображения дошкольников с нарушением слуха в процессе изобразительной деятельности. Е.Г. Речицкая и Е.А. Сошина изучали состояние творческого воображения глухих первоклассников и третьеклассников в ходе выполнения заданий изобразительного характера и сделали вывод о снижении у этих детей по сравнению со слышащими сверстниками всех основных показателей, характеризующих деятельность воображения. Данное явление объясняется не только и не столько недостаточность чувственного опыта у глухих учащихся, сколько несформированностью у них способностей (навыков) к переконструированию, комбинированию этого опыта. Киселева А.В. исследовала в сопоставительном плане состояние воссоздающего и творческого воображения глухих и слабослышащих учащихся.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически выявить особенности процесса формирования воображения детей с нарушением слуха дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
Рассмотреть развитие воображения в онтогенезе и у детей с нарушением слуха;
Экспериментально выявить состояние творческого воображения у дошкольников с нарушением слуха;
Предложить методические рекомендации по развитию творческого воображения у дошкольников с нарушением слуха средствами изобразительной деятельности.
Объект исследования: воображение детей с нарушением слуха.
Предмет исследования: особенности процесса формирование воображения детей с нарушением слуха дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Методы исследования:
теоретический анализ отечественной и зарубежной, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
эксперимент;
методы наблюдения, беседы;
методы математической статистики, графические и табличные интерпретации полученных в ходе эксперимента данных.
Статьи по педагогике:
Система качеств знаний учащихся
Известно, что зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования является одной из общих закономерностей дидактического процесса. Для ее практического осуществления необходимо определить понятия, выяснить зав ...
Проектирование и организация индивидуальных занятий по
формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА
В соответствии с данными диагностического исследования, была спланирована и проведена работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА. Обучение навыку предполагает целенаправленное формирование мотивационных, ориентировачно-операционных и регуляционных компонентов деятельности. ...
Теоретико-методологические основы темы «Словари
на уроках русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы»
Русская лексикография, учение о словарях – теоретико-методологическая основа моей выпускной квалификационной работы. Слово, как важнейшая номинативная единица языка, рассматривается с различных сторон: фонетической, лексико-семантической, грамматической. Нас интересует лексико-семантическая сущност ...