Характеристика испытуемых: в эксперименте приняло участие 40 старших дошкольников. Из них 20 детей с нарушением слуха – воспитанники СДУ № . Они вошли в ЭГ (экспериментальную группу). Их 20 нормально слышащих сверстников составили КГ (контрольную группу).
Цель констатирующего эксперимента – выявление в сравнительном плане уровня развития воображения глухих, слабослышащих и нормально развивающихся дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
Для исследования состояния творческого воображения учащимся было предложено выполнить задания.
При анализе детских работ мы учитывали следующие показатели:
количественную продуктивность деятельности воображения, которая определялась по числу композиций (средняя количественная продуктивность на одну фигуру, один элемент);
гибкость использования идей, благодаря которой рисунки можно разделить на творческие и нетворческие (нетворческие – типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращалась в один и тот же элемент изображения, и рисунки, в которых разные эталоны преобразовывались в один и тот же элемент изображения; творческие – работы, в которых на основе заданных эталонов создавались неповторяющиеся изображения);
оригинальность созданных образов, определяемая по степени индивидуализации выполнения задания, неповторяемости его результата (при подсчете показателей уровня оригинальности рисунков учитывались те работы, которые повторялись не более, чем у двоих детей класса);
эмоциональность – критерий активности воображения, направленной на создание выразительного образа; данный критерий характеризует эмоциональную включенность ребенка в изображаемые события, его эмоционально-оценочное отношение.
Таким образом, за каждое творчески выполненное задание начислялся 1 балл. Максимальное количество баллов – 50.
Выводы об уровне развития творческого воображения:
Высокий уровень – 40-50 баллов;
Средний уровень – 25-39 баллов;
Низкий уровень – 0-24 балла.
В ходе статистической обработки полученных данных использовался U-критерий Манна-Уитни, который предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5. Чем меньше U эмп., тем более вероятно, что различия достоверны.
В результате проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные (приложение 2):
Рис. 2 Уровень развития творческого воображения в ЭГ
1 - высокий уровень; 2 - средний уровень; 3 - низкий уровень.
Рис. 3 Уровень развития творческого воображения в КГ
1 - высокий уровень; 2 - средний уровень; 3 - низкий уровень.
Рис. 4 Сравнение уровня творческого воображения детей из ЭГ (1 ряд) и КГ (2 ряд)
1 - высокий уровень; 2 - средний уровень; 3 - низкий уровень.
Анализ данных эксперимента показал, что по уровню развития творческого воображения дети с нарушением слуха из ЭГ значительно уступают детям из КГ. Так, высокий уровень развития творческого воображения в ЭГ выявлен только у 20 % группы, по сравнению с КГ – 50 %; средний уровень показали в ЭГ 30 % против 25 % в КГ и низкий уровень развития творческого воображения диагностирован у 50 % дошкольников с нарушение слуха и у 25 % нормально слышащих детей.
Следует подчеркнуть, что дети без депривации более свободно оперировали образами, чем дошкольники с нарушением слуха. Некоторые дошкольники не просто создавали объекты, близкие по форме к предложенным фигурам либо элементам предметов, а в своих рисунках изменяли обычную форму объектов в соответствии с условием задания.
Дети со слухом в норме чаще, чем их сверстники, сопровождали свои рисунки разнообразными высказываниями.
Некоторые дошкольники без депривации в своих работах пользовались приемом загораживания, элементами перспективы, тогда как дети с нарушением слуха были на это не способны.
Половина детей из ЭГ не принимали задачу на построение образа с использованием заданной фигуры либо элемента; 20 % дошкольников с нарушением слуха дорисовывали фигуру (элемент), но изображение было схематичное, без деталей, контуры единичных предметов обычно совпадают с контурами предложенных геометрических фигур;
Статьи по педагогике:
Система качеств знаний учащихся
Известно, что зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования является одной из общих закономерностей дидактического процесса. Для ее практического осуществления необходимо определить понятия, выяснить зав ...
Виды и причины леворукости
И леворукие, и праворукие – не однородные группы. По признаку ведущей руки все человечество можно разделить на 5 групп: – сильно праворукие (во всех действиях ведущая правая рука); – сильно леворукие (во всех действиях ведущая левая рука); – не выраженно леворукие (отдают предпочтение левой руке); ...
Существующая практика непрерывного обучения
школьников
В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе. Главную причину видят в том, что его традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся. С этим трудно не согласиться. Решени ...