совместное действие ребенка со взрослым в перекомбинировании предметной среды и создании мнимых ситуаций;
усвоение способов перекомбинирования в форме материального действия как средства создания образа;
активность «Покажи, как…», разделение реального и мнимого как его модели, параллельное создание реального и игрового действия («Кукле тоже так), использование слова для создания мнимого в форме одушевления, опредмечивания, придания неспецифических значений.
Этапом становления словесных форм соображения является 3 год жизни. Его основные особенности:
игровое отношение к слову, освоение словесных источников игры, отрыв условного действия от предметной опоры и выражение его в символической форме, в слове;
детализация образа посредством слова, появление своевольного «характера» у игрушек, ориентация ребенка на идеальные образы: «Я хороший…», «Я большой…»;
личностное включение в литературные сюжеты, изменение событий без учета обстоятельств;
фантазийная ложь, сновидения, страхи.
Этап обособления мира фантазии – 4 год жизни. На этом этапе характерно усиление динамичности образов: варьирование характеристик и детализация действий метафорами, эпитетами, описанием прошлого и будущего персонажей, артистизм сюжетной игры. Наблюдается соотнесение образов воображения с заданными условиями, обстоятельствами, другими образами, усиление их реалистичности. Режиссерская игра включает рассказы о взаимодействии персонажей; появляется игра образами в целях познавательных или ради забавы («Вот бы эта канава стала широкой-широкой, тогда бы дорога – что?»).
Позиция ребенка в отношении литературных героев становится отстраненной: им сочувствуют, оплакивают их, но не изменяют сюжета. Снижается фантазийная ложь – ребенок представляет обстоятельства событий и корректирует себя. Обособление созданных образов – это «второе рождение» воображения, – оно начинает контролироваться сознанием.
К пяти годам усиливается роль воображения в элементах планирования:
заготавливают впрок атрибуты и бросовой материал, «примеривают», как нарисует или вылепят рассматриваемый объект;
в игре и рассказах начинают представлять две линии развития сюжета и строить самостоятельно групповую ролевую игру, предвидя очередные действия партнера.
Итак, развитие воображения связано с:
развитием знаний, усложнением опыта ребенка;
развитием речи;
развитием знаково-символической функции сознания.
Л.С.Выготский в книге «Воображение и творчество в детском возрасте» провел анализ вопроса об особенностях развития воображения в детском, подростковом (юношеском) и взрослом возрасте. Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть одинакова у ребенка и взрослого, потому что все факторы эти принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ситуации развития, на которой стоит ребенок. Так как воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого.
Чем же отличается воображение ребенка от воображения взрослого и какова основная линия его развития в детском возрасте? До сих пор существует еще мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода.
Статьи по педагогике:
Педагогические условия развития техники чтения детей в начальной школе
Развитые страны всё больше и больше обращают внимание на то, чтобы вырастить читающее поколение, воспитать в детях любовь к книге и чтению. Ведь только читающее общество является обществом мыслящим. "Люди перестают мыслить, когда они перестают читать", – считал философ Д.Дидро. Для того ч ...
Методика Е.А. Климова
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова Методика предназначена для отбора на различн ...
Значимые состовляющии индивидуального профилактического воздействие на личность
несовершеннолетнего правонарушителя
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране ...