совместное действие ребенка со взрослым в перекомбинировании предметной среды и создании мнимых ситуаций;
усвоение способов перекомбинирования в форме материального действия как средства создания образа;
активность «Покажи, как…», разделение реального и мнимого как его модели, параллельное создание реального и игрового действия («Кукле тоже так), использование слова для создания мнимого в форме одушевления, опредмечивания, придания неспецифических значений.
Этапом становления словесных форм соображения является 3 год жизни. Его основные особенности:
игровое отношение к слову, освоение словесных источников игры, отрыв условного действия от предметной опоры и выражение его в символической форме, в слове;
детализация образа посредством слова, появление своевольного «характера» у игрушек, ориентация ребенка на идеальные образы: «Я хороший…», «Я большой…»;
личностное включение в литературные сюжеты, изменение событий без учета обстоятельств;
фантазийная ложь, сновидения, страхи.
Этап обособления мира фантазии – 4 год жизни. На этом этапе характерно усиление динамичности образов: варьирование характеристик и детализация действий метафорами, эпитетами, описанием прошлого и будущего персонажей, артистизм сюжетной игры. Наблюдается соотнесение образов воображения с заданными условиями, обстоятельствами, другими образами, усиление их реалистичности. Режиссерская игра включает рассказы о взаимодействии персонажей; появляется игра образами в целях познавательных или ради забавы («Вот бы эта канава стала широкой-широкой, тогда бы дорога – что?»).
Позиция ребенка в отношении литературных героев становится отстраненной: им сочувствуют, оплакивают их, но не изменяют сюжета. Снижается фантазийная ложь – ребенок представляет обстоятельства событий и корректирует себя. Обособление созданных образов – это «второе рождение» воображения, – оно начинает контролироваться сознанием.
К пяти годам усиливается роль воображения в элементах планирования:
заготавливают впрок атрибуты и бросовой материал, «примеривают», как нарисует или вылепят рассматриваемый объект;
в игре и рассказах начинают представлять две линии развития сюжета и строить самостоятельно групповую ролевую игру, предвидя очередные действия партнера.
Итак, развитие воображения связано с:
развитием знаний, усложнением опыта ребенка;
развитием речи;
развитием знаково-символической функции сознания.
Л.С.Выготский в книге «Воображение и творчество в детском возрасте» провел анализ вопроса об особенностях развития воображения в детском, подростковом (юношеском) и взрослом возрасте. Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть одинакова у ребенка и взрослого, потому что все факторы эти принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ситуации развития, на которой стоит ребенок. Так как воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого.
Чем же отличается воображение ребенка от воображения взрослого и какова основная линия его развития в детском возрасте? До сих пор существует еще мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода.
Статьи по педагогике:
Коррекционное значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной
сферы дошкольников с задержкой психического развития
Развитие эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития рассматривается как приоритетная коррекционная задача. По мнению Т.Н. Павлий многие трудности адаптации к школьному обучению у этих детей обусловлены незрелостью их переживаний и своеобразием эмоциональной регуляции поведения. Мно ...
Исследование звуко-слоговой структуры слова у
дошкольников с общим недоразвитием речи
В настоящей главе будут изложены ход, содержание и результаты эксперимента, проводившегося в подготовительной группе Сузунского детского сада в период с мая 2003 до сентябрь 2004 года. Исследование проводилось в группе детей 5-6 лет, в которой 10 человек имеют общее недоразвитие речи. В ходе экспер ...
Отметка в учебной деятельности школьника
Отметки нужны учащимся в первую очередь для улучшения и упрочнения своего положения в классе, а лишь потом – как показатели знаний. Многие школьники учатся из-за строгости родителей, чувства обязанности и долга, необходимости быть образованным. Самое меньшее количество учащихся проявляют интерес к ...