Культура общения детей с взрослыми и сверстниками как составляющая основа культуры поведения

Образование и воспитание » Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры » Культура общения детей с взрослыми и сверстниками как составляющая основа культуры поведения

Страница 1

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Общение - актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов.

«Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности», - отмечал В.В. Давыдов.

Одним из компонентов общения выступает культура речевого общения. Исследования М.И. Лисиной, Л.И. Островской, С.В. Петериной, Н.И. Формановской установили, что воспитание культуры речевого общения определяет:

- формирование у детей знаний норм и правил общения;

- умение общаться с окружающими;

- желание ребенка вступать в контакт;

- предупреждает негуманное проявление эмоций.

Запросы общества по выделенной проблеме находят свое отражение в Концепции дошкольного воспитания. В настоящее время вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З.С. Смелковой, Н.Е. Богуславской, Е.О. Смирновой, О.М. Казарцевой, Н. Малетиной, Л.М. Шипицыной, О.В. Защиринской, других авторов. Но эта проблема требует теоретического осмысления и методической разработки.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод.

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности.

Оно осуществляется между несколькими людьми, имеет свою структуру, компоненты которой неразрывно связаны между собой:

- Интерактивную,

- Коммуникативную,

- Перцептивную стороны речевого взаимодействия.

Культура речевого общения - это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.

Культура речевого общения дошкольника - это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.

Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения.

Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?

Вежливость - она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Теоретико-методологические основы темы «Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы»
Русская лексикография, учение о словарях – теоретико-методологическая основа моей выпускной квалификационной работы. Слово, как важнейшая номинативная единица языка, рассматривается с различных сторон: фонетической, лексико-семантической, грамматической. Нас интересует лексико-семантическая сущност ...

Анализ деятельности социального педагога МОУ СОШ № 103 по первичной профилактике наркотической зависимости у старших подростков
Средняя общеобразовательная школа № 103 расположена на окраине микрорайона Уралмаш, в непосредственной близости от всемирно известного завода "Уралмаш" (УЗТМ). Являясь важным стратегическим объектом государственного значения, огромным промышленным центром с богатой историей и субкультурой ...

Понятие и задачи сюжетно-ролевой игры
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru