Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв

Страница 1

Культура и духовная жизнь XVI и первой половины XIX вв. В XVI в. средоточиями центров светских и религиознах знаний на Востоке являлись Бухара и Самарканд, затем Шошкент (Ташкент). Изучение светских и религиозных знаний большей частью проходило в медресе. Большие медресе в крупных городах в XVI в. являлись центрами подготовки мусульманских юристов-законников.

В Каттакургане Суфи-Аллаёр изложил основы ислама узбекскими стихами; его книга стала популярным учебником в мактабах тюркоязычных районов.

Основой, на которой развивалась духовная жизнь Средней Азии в ХVII в. является литература, архитектура, зодчество, народные промыслы и устное народное творчество, в течение многих веков отражавшее стремление узбекского народа к лучшей жизни, к светлому будущему.

В ХVI – ХVIIвв. широкое развитие получили медицинские науки. В Бухаре была построена специальная лечебница, где наряду с практикой проводились различные исследования. Здесь была создана специальная медицинская библиотека.

Культурная и литературная жизнь Мавераннахра и Хорасана в первой половине XVI веке протекала в тяжелых исторических условиях, связанных с приходом к власти Шейбанидов. Завоевательные нашествия Шейбани-хана (1451 год – убит в 1510 году) и его преемников, продолжительная борьба между Шейбанидами (1500–1598 годы) и Сефевидами (1502–1736 годы), а также междоусобные войны и интриги между правителями уделов династии Шейбанидов – все это разоряло страну, причиняло бедствия, приводило к материальным и людским жертвам. Такая историческая ситуация не могла не повлиять отрицательно и на духовную жизнь, в частности на литературу народов Средней Азии. Научные и литературные центры Самарканда и Герата, имевшие в конце XVI века большое влияние, распались. Часть писателей вынуждена была переселиться в разные страны, в том числе в Индию; некоторые, как Бинои и Хилоли, стали жертвой религиозных противоречий шиитов и суннитов. Но все же многие литераторы продолжали свою творческую деятельность в разных городах Средней Азии и Хорасана.

В начале и в двадцатых годах XVI века не было еще признанных литературных центров, а встречи литераторов, представителей культуры и науки, например, в таких городах, как Самарканд, Бухара, Ташкент, Герат, Балх и других, часто проходили в домах частных лиц, в медресе, а также при дворе местных правителей (как это бывало в Бухаре у Убайдулла-хана и в Самарканде у везиря Ходжи Юсуфа). В то же время как самим Шейбани-ханом, и его преемниками – правителями уделов, были сделаны попытки создать придворные литературные круги. Например, в свое время ко двору Шейбани-хана относились поэты Мухаммад Бадахши, Бинои, Даволи, Мухаммад Солих, Мавлана Абдурахим и другие. В период правления Убайдулла-хана в Бухаре, его сына Абдулазиза в Ургенче и Султана Саид-хана в Самарканде усиливается тенденция развития придворной литературы, привлекается ко двору все больше писателей и ученых. В первой половине XVI века в различных городах Средней Азии существовали различные литературные круги придворного характера, но протекал литературный процесс и вне придворно-феодальной сферы. Творчество не большой группы писателей, среди которых заметно выделяются некоторые представители Гератской литературной школы конца XVI века, продолжавшие свою деятельность в первой половине XVI века, определяет идейно-тематическое содержание демократического направления литературы. В творчестве писателей этого периода в определенной мере представлены малые жанры поэзии (газель, рубаи и другие). Выдающийся поэт, историк, музыкант и музыковед Камолиддин Бинои (род. 1453 г. – убит в 1512 г.), переехавший в 1495 году из Герата в Самарканд и впоследствии поступивший на службу к Шейбани-хану, был мастером газели. Он, продолжая классическую традицию в этой поэтической форме, иногда выступает как новатор, углубляет содержание газелей, вводя в них элементы автобиографии, этики и критики власть имущих. Жанр газели занимает главное место и в творчестве Бадриддина Хилоли. Совершенство художественной формы, яркое выражение человеческих чувств, музыкальность, простота языка газелей придают особую своеобразную прелесть любовной лирике Хилоли.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Система текущей проверки знаний учащихся
Значительное внимание системе текущей проверки знаний уделял Е.И. Перовский. По его мнению, большое значение для качественного осуществления функций текущей проверки знаний имеет система этой проверки. Именно от нее зависит, будут ли знания учащихся проверяться в системе, в которой они даны в учебн ...

Культура - образование - человек
Образование можно определить как вхождение ребенка в контекст современной культуры. Но такое вхождение не совершается без помощи и взрослых, в частности без помощи педагогов, которые профессионально владеют умениями вводить ребенка в контекст культуры. Полому образование — это вхождение ребенка в с ...

Профессиональная культура руководителя этнокультурного центра в переносе на его педагогическую деятельность
Личностные и профессиональные качества руководителя этнокультурного центра дополняются педагогическими знаниями и навыками, которые в определенных обстоятельствах становятся его основными обязанностями. Собственно все перечисленные знания и компетентности являются базовыми для его педагогической де ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru