Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв

Страница 1

Культура и духовная жизнь XVI и первой половины XIX вв. В XVI в. средоточиями центров светских и религиознах знаний на Востоке являлись Бухара и Самарканд, затем Шошкент (Ташкент). Изучение светских и религиозных знаний большей частью проходило в медресе. Большие медресе в крупных городах в XVI в. являлись центрами подготовки мусульманских юристов-законников.

В Каттакургане Суфи-Аллаёр изложил основы ислама узбекскими стихами; его книга стала популярным учебником в мактабах тюркоязычных районов.

Основой, на которой развивалась духовная жизнь Средней Азии в ХVII в. является литература, архитектура, зодчество, народные промыслы и устное народное творчество, в течение многих веков отражавшее стремление узбекского народа к лучшей жизни, к светлому будущему.

В ХVI – ХVIIвв. широкое развитие получили медицинские науки. В Бухаре была построена специальная лечебница, где наряду с практикой проводились различные исследования. Здесь была создана специальная медицинская библиотека.

Культурная и литературная жизнь Мавераннахра и Хорасана в первой половине XVI веке протекала в тяжелых исторических условиях, связанных с приходом к власти Шейбанидов. Завоевательные нашествия Шейбани-хана (1451 год – убит в 1510 году) и его преемников, продолжительная борьба между Шейбанидами (1500–1598 годы) и Сефевидами (1502–1736 годы), а также междоусобные войны и интриги между правителями уделов династии Шейбанидов – все это разоряло страну, причиняло бедствия, приводило к материальным и людским жертвам. Такая историческая ситуация не могла не повлиять отрицательно и на духовную жизнь, в частности на литературу народов Средней Азии. Научные и литературные центры Самарканда и Герата, имевшие в конце XVI века большое влияние, распались. Часть писателей вынуждена была переселиться в разные страны, в том числе в Индию; некоторые, как Бинои и Хилоли, стали жертвой религиозных противоречий шиитов и суннитов. Но все же многие литераторы продолжали свою творческую деятельность в разных городах Средней Азии и Хорасана.

В начале и в двадцатых годах XVI века не было еще признанных литературных центров, а встречи литераторов, представителей культуры и науки, например, в таких городах, как Самарканд, Бухара, Ташкент, Герат, Балх и других, часто проходили в домах частных лиц, в медресе, а также при дворе местных правителей (как это бывало в Бухаре у Убайдулла-хана и в Самарканде у везиря Ходжи Юсуфа). В то же время как самим Шейбани-ханом, и его преемниками – правителями уделов, были сделаны попытки создать придворные литературные круги. Например, в свое время ко двору Шейбани-хана относились поэты Мухаммад Бадахши, Бинои, Даволи, Мухаммад Солих, Мавлана Абдурахим и другие. В период правления Убайдулла-хана в Бухаре, его сына Абдулазиза в Ургенче и Султана Саид-хана в Самарканде усиливается тенденция развития придворной литературы, привлекается ко двору все больше писателей и ученых. В первой половине XVI века в различных городах Средней Азии существовали различные литературные круги придворного характера, но протекал литературный процесс и вне придворно-феодальной сферы. Творчество не большой группы писателей, среди которых заметно выделяются некоторые представители Гератской литературной школы конца XVI века, продолжавшие свою деятельность в первой половине XVI века, определяет идейно-тематическое содержание демократического направления литературы. В творчестве писателей этого периода в определенной мере представлены малые жанры поэзии (газель, рубаи и другие). Выдающийся поэт, историк, музыкант и музыковед Камолиддин Бинои (род. 1453 г. – убит в 1512 г.), переехавший в 1495 году из Герата в Самарканд и впоследствии поступивший на службу к Шейбани-хану, был мастером газели. Он, продолжая классическую традицию в этой поэтической форме, иногда выступает как новатор, углубляет содержание газелей, вводя в них элементы автобиографии, этики и критики власть имущих. Жанр газели занимает главное место и в творчестве Бадриддина Хилоли. Совершенство художественной формы, яркое выражение человеческих чувств, музыкальность, простота языка газелей придают особую своеобразную прелесть любовной лирике Хилоли.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Принципы воспитания детей с недостатками слуха
Принципы воспитания – руководящие положения, которые определяют содержание и методы воспитания. Сами принципы определяются задачами воспитания и особенностями развития школьников с недостатками слуха. Принцип воспитания детей на основе их активной и самостоятельной деятельности. Только в процессе о ...

Развитие воображения в онтогенезе
Воображение — это универсальный психический процесс, входящий в состав любого вида деятельности человека в той мере, в какой она требует творчества, включая и речь. Воображение проявляется в тесной связи с восприятием, памятью, мышлением, эмоциями. Оно вплетается практически во все познавательные п ...

Сложность характера и строения
С.А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он классифицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности. В связи с этим им определены такие виды досуга: - пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); - организованный (педагогически целесообразно ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru