Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв

Страница 3

Культурная и литературная жизнь Средней Азии во второй половине XVI века продолжала развиваться в сравнительно благоприятной социально-политической обстановке. Захватив в 1557 году Бухару, Абдулла-хан Шейбани направил все свои усилия на устранение самовластия множества удельных владетелей и создание централизованного государства Шейбанидов. Это было связано с многочисленными военными походами. Объединение в основном было осуществлено в течение 1573–1583 годов, центром государства стала Бухара. Прекращение междоусобных войн и известная централизация власти создавали определенные благоприятные условия для развития ремесел и торговли, укрепления дипломатических и торговых связей с соседними странами. Поднялось значение Бухары и как культурного центра. Увеличилось количество медресе; в них в основном изучали богословие. В какой-то мере развивались также светская культура, литература и наука. Нисори в своей тазкире (антологии) перечисляет 250 деятелей литературы и науки XVI века, а Мутриби – 320 деятелей, большинство из которых входило в литературный круг Бухары, особенно во второй половине XVI века.

В это время пользовались большой популярностью официальные литературные круги Мавераннахра и Индии, образованные при дворе Искандар-хана и Абдулла-хана в Бухаре и при дворе Акбар-шаха (1554–1605 годы), затем Джахангир-шаха (1605–1627 годы) в Лахоре и Агре. Мутриби в своей антологии сообщает о переезде из Индии шести писателей в литературный круг Мавераннахра и 39 поэтов Средней Азии в Индию. В Индии существовал сильный научно-литературный центр, в котором создавались произведения на фарси. Например, перу Абулфазла ибн Муборака принадлежит художественная проза «Иёри дониш» («Пробный камень знания», 1588 год), новая переработка «Анвори Сухайли» («Сияние Канопуса»), где восстановлены выброшенные Хусейном Кошифи части из «Калилы и Димны»; Файзи (умер в 1595 году), помимо собственных творений, перевел на фарси различные произведения индийской литературы; Урфи Ширази (умер в 1591 году) написал свой диван лирических стихов и две эпические поэмы в подражание классическим образцам; были созданы ценные книги по истории, литературные антологии, лексикографические труды, как «Фарханги Джахонгири» («Джахангиров словарь»), «Маджмаъ-ул-фурс» («Собрание персидских слов»). Определенный период своей творческой деятельности проводили в этом кругу историк Хондамир, написавший «Хабиб-ус-сияр» («Облики друзей»), и поэт Мутриби – автор «Таърихи Джахонгири» («Джахангирова история»), побывали в Индии Мушфики и некоторые его современники. Между отдельными представителями литературных кругов Мавераннахра и Индии завязывались дружеские и творческие контакты, как это было, например, между Хасаном Нисори (1517–1519–1597 годы) и известными поэтами индийского круга Файзи Дакани (1547–1596 годы) и Санои Мешхеди (умер в 1588 году).

Укрепление литературных связей Мавераннахра как с различными областями Средней Азии, так и с другими странами Востока, в том числе с Индией, – одна из характерных особенностей развития литературы XVI века.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие
Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не ...

Разработка системы занятий с применением подвижных игр и рекомендации
I. Методика применения подвижных игр Для успешного и эффективного использования игр в системе учебного занятия, необходимо знать и учитывать обще-методические аспекты организации и проведение подвижных игр. Воспитательное, образовательное и оздоровительное влияние подвижных игр на занимающихся зави ...

Распределение знаний по видам умений, способам действий и по уровню сложности
Требования стандарта к уровню подготовки выпускников относятся к трём основным видам деятельности: воспроизведение знаний и умений, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в изменённой или новой ситуации. Количество заданий по видам умений и способам действий с 20 ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru