Возникновение термина «Информатика» для обозначения науки об автоматизации процессов обработки данных в середине 60-х годов прошлого века явилось результатом соединения в единое целое двух понятий - "информация" и "автоматика". Поэтому в начале информатику связывали, в основном, с применением компьютерной технологии для решения различных информационных задач. По мере своего развития информатика начала вбирать в себя многие отрасли научного знания, связанные с исследованием информационных процессов и структур, кибернетику, теорию информации и многие другие. Со временем возникло понимание того, что информатика – это не прикладная наука, а фундаментальная наука о закономерностях информационных процессов в системах различной природы.
"Информатика … буквально на наших глазах из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи средств вычислительной техники превращается в фундаментальную естественную науку об информации и информационных процессах в природе и обществе"
Объективные процессы бурного развития информатизации в России, особенно в последние годы, предъявляют повышенные требования к сфере образования в стране, на увеличение внимания к информационной грамотности и в первую очередь к овладению основами информационных технологий начиная с раннего школьного возраста.
Процесс перехода к информационному обществу предполагает особую роль средней школы в подготовке выпускников к жизни, адаптации в постоянно изменяющемся мире, в формировании у них информационной культуры, привитии навыков эффективного и быстрого поиска необходимой информации. Это позволяет говорить о системообразующей роли информатики в школьном образовании, когда совершенно необходимо включение информационно-коммуникационных технологий в учебно-познавательную деятельность учащихся не только в старшей, но и в основной и начальной школе.
Как и у любого другого учебного предмета, цели и задачи изучения информатики связываются с формированием основ научного мировоззрения школьников, развитием их мышления, способностей, подготовкой к жизни, труду, продолжению образования. Информатика как учебный предмет открывает школьникам для систематического изучения одну из важнейших областей действительности – область информационных процессов в живой природе, обществе, технике. Основными целями курса информатики в средней школе, по мнению доктора педагогических наук А.А. Кузнецова являются:1) овладение школьниками компьютерной грамотностью, которая включает не только навыки работы на компьютере и умение алгоритмизации, но и умение решать задачи с помощью компьютера, используя при этом информационное моделирование;2) формирование у школьников основ информационной культуры, куда включено изучение фундаментальных основ информатики .
Анализ опыта преподавания курса основ информатики, новое понимание целей обучения информатике в школе, связанное с углублением представлений об общеобразовательном, мировоззренческом потенциале этого учебного предмета, показывают необходимость выделения нескольких этапов овладения основами информатики и формирования информационной культуры в процессе обучения в 11-летней школе.
Первый этап (I – VI классы) – пропедевтический. На этом этапе происходит первоначальное знакомство младших школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и так далее. Первый этап изучения курса информатики связан с освоением прикладных аспектов информатики, обеспечивающих возможности использования полученных знаний и умений, как при дальнейшем изучении основ информатики, так и в других предметах.
Второй этап (VII – IX классы) – базовый, посвящен изучению основ информатики как фундаментальной отрасли научного знания и связан, прежде всего, с формированием научного мировоззрения школьников. Он обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Кроме того, он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
Статьи по педагогике:
Развитие речевой функции в дошкольном возрасте
В продолжение всего дошкольного периода дети быстро пополняют свой словарный запас, начинают пользоваться все более сложными грамматическими конструкциями и все чаще относиться к речи как к средству налаживания социальных контактов. С точки зрения генетического подхода Роджер Браун выделил в языков ...
Содержание понятия «музыкальные способности»
В современной парадигме системы непрерывного образования важная роль отводится дошкольному образованию как начальному этапу формирования общечеловеческих ценностей, развитию внутреннего мира ребенка, его духовности способностей. Ведущим мотивом обновления педагогического процесса в дошкольном учреж ...
Наркомания как социально-педагогическая проблема и борьба с ней
В современном российском обществе не создано идейной поддержки демократических реформ, либеральных ценностей, поскольку не существует позитивной социальной мифологии, дающей образцы для подражания. Необходима реабилитация забытых за последние годы ценностей «нормальной жизни» и «нормального человек ...