Возникновение термина «Информатика» для обозначения науки об автоматизации процессов обработки данных в середине 60-х годов прошлого века явилось результатом соединения в единое целое двух понятий - "информация" и "автоматика". Поэтому в начале информатику связывали, в основном, с применением компьютерной технологии для решения различных информационных задач. По мере своего развития информатика начала вбирать в себя многие отрасли научного знания, связанные с исследованием информационных процессов и структур, кибернетику, теорию информации и многие другие. Со временем возникло понимание того, что информатика – это не прикладная наука, а фундаментальная наука о закономерностях информационных процессов в системах различной природы.
"Информатика … буквально на наших глазах из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи средств вычислительной техники превращается в фундаментальную естественную науку об информации и информационных процессах в природе и обществе"
Объективные процессы бурного развития информатизации в России, особенно в последние годы, предъявляют повышенные требования к сфере образования в стране, на увеличение внимания к информационной грамотности и в первую очередь к овладению основами информационных технологий начиная с раннего школьного возраста.
Процесс перехода к информационному обществу предполагает особую роль средней школы в подготовке выпускников к жизни, адаптации в постоянно изменяющемся мире, в формировании у них информационной культуры, привитии навыков эффективного и быстрого поиска необходимой информации. Это позволяет говорить о системообразующей роли информатики в школьном образовании, когда совершенно необходимо включение информационно-коммуникационных технологий в учебно-познавательную деятельность учащихся не только в старшей, но и в основной и начальной школе.
Как и у любого другого учебного предмета, цели и задачи изучения информатики связываются с формированием основ научного мировоззрения школьников, развитием их мышления, способностей, подготовкой к жизни, труду, продолжению образования. Информатика как учебный предмет открывает школьникам для систематического изучения одну из важнейших областей действительности – область информационных процессов в живой природе, обществе, технике. Основными целями курса информатики в средней школе, по мнению доктора педагогических наук А.А. Кузнецова являются:1) овладение школьниками компьютерной грамотностью, которая включает не только навыки работы на компьютере и умение алгоритмизации, но и умение решать задачи с помощью компьютера, используя при этом информационное моделирование;2) формирование у школьников основ информационной культуры, куда включено изучение фундаментальных основ информатики .
Анализ опыта преподавания курса основ информатики, новое понимание целей обучения информатике в школе, связанное с углублением представлений об общеобразовательном, мировоззренческом потенциале этого учебного предмета, показывают необходимость выделения нескольких этапов овладения основами информатики и формирования информационной культуры в процессе обучения в 11-летней школе.
Первый этап (I – VI классы) – пропедевтический. На этом этапе происходит первоначальное знакомство младших школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и так далее. Первый этап изучения курса информатики связан с освоением прикладных аспектов информатики, обеспечивающих возможности использования полученных знаний и умений, как при дальнейшем изучении основ информатики, так и в других предметах.
Второй этап (VII – IX классы) – базовый, посвящен изучению основ информатики как фундаментальной отрасли научного знания и связан, прежде всего, с формированием научного мировоззрения школьников. Он обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Кроме того, он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
Статьи по педагогике:
Золотая пропорция в человеке
Пропорции человека с древних времён привлекали учёных, художников, скульпторов, биологов. Они искали закономерности пропорций человеческого тела. Существует свидетельство Плиния о том, что скульптор Поликлет написал статью о правилах пропорции человеческого тела, и вылепил по ним знаменитую статую ...
Широкомасштабные реформы в системе образования республики
узбекистан в годы независимости
Широкомасштабные реформы в системе образования. С приобретением Республикой Узбекистан статуса независимости, все сферы нашей жизни стали претерпевать глубокие изменения. Эти изменения потребовали адекватной перестройки всей системы образования, изменение целей, задач, содержания деятельности образ ...
Психологические основы контроля знаний учащихся
В 80-х гг. XX века работники образования постепенно стали приходить к выводу, что необходимо в условиях тогда еще советской школы выдвинуть на первый план качество знаний школьников. Действительно, незачем даже ставить перед собой другие проблемы, существующие в школе, не решив сначала этот вопрос. ...